Рынок квестов Новосибирска: история появления, сценарии и перспективы

8 февраля 2019, 19:43
Как квесты завоевали популярность? Читайте в нашем материале
Рынок квестов Новосибирска: история появления, сценарии и перспективы
Квест, если так можно выразиться, это перенесенная в реальность компьютерная игра устоявшегося жанра с одним отличием – в реальности человек попадает в специальную локацию, двигается по заранее продуманному организаторами сценарию.  В Новосибирске квест — это небольшое помещение, где запираются от 2 до 4 участников. Чтобы «выбраться», необходимо решить головоломки. Каждое помещение с реквизитом, оформлением и своими «загадками» называется локацией. Как правило, участникам на её прохождение даётся 60 минут.

Рынок квестов стремительно развивается, по данным справочника 2ГИС в Новосибирске и Бердске число организаций, которые занимаются созданием реалити-квестов, превысило 50. В марте 2015 года число таких организаций составляло 31, а сама рубрика в городском справочнике появилась в октябре 2014 года,  тогда на рынке было всего 5 игроков. По данным компании 2ГИС, Новосибирск занимает первое место в России вместе с Казанью по числу квестов на 100 тысяч населения. По общему объему квестовых локаций Новосибирск уверенно держит третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.

Крупнейшими и первыми участниками рынка реалити-квестов стал «ВыХод».  В Новосибирске квесты под брендом компании появились не так давно, а сама идея у организаторов появилась около двух лет назад, после посещения новосибирскими организатора квеста в Москве. После этого Роман Автухов и Роман Купецкий решили привезти это развлечение в родной Новосибирск, где с нуля открыли первый в Новосибирске квест. Примерно те же сроки называет создатель новосибирского квеста «Пандорум» Александр Резник: « Сама идея родилась примерно пару лет. Сначала была идея сделать интересный развлекательный проект. Поскольку конкретного понимания на тот момент не было, что именно мы хотим создать, начали мониторить рынок развлечений».

Воплощение проекта от идеи в реальность в среднем занимает около полугода, в этот срок входит и проработка идеи, и написание сценария, на который уходит около 2-3 месяцев, и создание локации вместе с интерьером. Подробности создания квестов и лучшие сценании на https://moscow.claustrophobia.com/ru/quest/. Разработка качественной квестовой локации обходится создателем чуть более миллиона рублей, в то же время другие участники рынка называют сумму в 200-500 тысяч рублей за одну локацию «без изысков». Создание собственно интерьера локации, добавление в него всех «загадок», проработки вариантов поведения игроков также занимает около 2-3 месяцев.  Локации с вложениями около полумиллиона рублей окупаются, в среднем, за 2-3 месяца. В то же время, качественно выполненные квесты с миллионными вложениями имеют срок окупаемости около полугода. Однако именно такие квесты чаще всего завоевывают популярность у посетителей.

Кто же посещает реалити-квесты в Новосибирске и как создаются сценарии?


Как рассказал Кирилл Василюк,  директор по маркетингу сети квестов «ВыХод» в Новосибирске: «Квесты рассчитаны на аудиторию от 16 до 56 лет. Большая часть аудитории это 24-35 лет, в основном работники офисов, которые не знают чем занять себя в пятницу после работы». В то же время сейчас компанией активно осваивается детское направление. А вот создатели «Пандорума» рассказывают, что активно разрабатывают направление выездных квестов на воздухе: «На день города мы сделали благотворительный квест-прогулку "Старый город". Помимо этого так же мы организовываем выездные квесты для организаций или просто праздников». Примерно ту же аудиторию называет создатель «Пандорума» Александр Резник: «Наши квесты нравятся как детям, так и взрослым, в целом мы ориентируемся на самую широкую аудиторию – возраст от 10 до 60 лет. Но ядром, безусловно, являются молодые люди от 24 до 39 лет».

 Что касается сценариев, то их созданием занимаются как сами создатели, так и целые специализированные агентства, «фрилансеры». Идеи могут почерпнуть из книг, известных фильмов и из-каких-то жизненных ситуаций – никаких рамок нет, главное – угадать желание потребителя, «попасть» в него. Создатели «ВыХода» рассказывают, что в месяц получают около 100 сценариев от штатных специалистов и «свободных художников», но из общего числа лишь 5-7 подходят под критерии компании и реализуются в сети.  В «Пандоруме» несколько иной подход  - компания нацелена на создание обширной сети выездных и уличных квестов, что, несомненно, труднее, чем организация локации в замкнутом помещении.

«Основная сложность в том, что если его насыщать техническими деталями, то это весьма не просто. Поскольку нужно создать такой элемент, который будет работать автономно и при этом весить в пределах разумного, а самое главное,  чтобы при решении загадки участвовало как можно больше людей, так как выездной квест рассчитан на гораздо большее количество. Смысла держать в активе готовые сценарии нет никакого. Во-первых он может устареть или у кого-то появиться что-то похожее, придется переделывать, а во-вторых нет смысла тратить на это время. Если есть заказ, мы пишем сценарий. Когда мы работали на выездных площадках, писали сценарии по запросу заказчика, это занимает около недели  так что можно считать их уникальными», - рассказывает создатель «Пандорума».

Чаще всего квесты посещаются в выходные, в то же время компании ведут активную деятельность в социальных сетях, предлагая посещение и в будние дни по сниженным ценам, чтобы охватить как можно большую аудиторию. Компании умолчали о проходимости квестов в месяц, сославшись на коммерческую тайную, однако по данным других участников рынка, в будние дни к «нераскрученным компаниям» в среднем приходит по одной команде, в выходные по 4-6. У лидеров рынка посещаемость чуть выше, около 50 команд в неделю на одну локацию.
Подписывайтесь на наш канал в OK, чтобы оперативно получать свежие новости