«Благотворительная столовая» в лесу: на подкормку зверей выехали новосибирские охотники


В этом году ужесточат наказание за браконьерство. Мера вынужденная – никак не удается сократить количество правонарушений по статье «Незаконная охота». Новый год только начался, а новосибирские егеря уже выписали тридцать протоколов и подготовили материалы для возбуждения трёх уголовных дел за убийство косуль в разных районах области.
14 января 2018, 13:33
Вести новосибирск

Пока одни незаконно стреляют в животных, другие – тоже, кстати, ружье держать умеющие – выезжают в лес на подкормку зверей. На этой неделе охотники-любители присоединились к благотворительно-зоологической акции охотоведов. Сергей Бондаренко убедился, что для участников выезда это вовсе не позерство или зимняя забава, а кодекс чести настоящего охотника.

Кочковский район. По белой целине на двух УАЗиках (пока они ещё могут пройти по полю) к кормушке подбирается сборная команда: охотоведы, охотники и репортёры «Вестей»: едем подкармливать косуль. Хотя этот сезон пока малоснежный и зимуют звери относительно комфортно, еды хватает.

Сергей Чурилов, егерь: «Они копытят, сами себе достают пропитание – травку зеленую, которая с осени еще не подвяла, когда поздняя вылезла, побеги неубранной пшеницы, овёс. Ветки, тальник они едят. Когда трудно с кормами, сено с кормушек предпочитают есть».

И всё же метели начинают разгуливаться не на шутку. Покров всё толще, и кормушки совсем не лишние. Причём на раздачу в «благотворительной зоостоловой» вместе с профессиональными защитниками животного мира встают любители-охотники.

Юрий Реутов, охотник: «Нужно это, обязательно... Снега хоть и мало, но всё равно их подкармливать надо, без этого никак».

Сергей Бондаренко, корреспондент: «Грозой животного мира охотника можно назвать... кормушки».

В комплексном меню – сено, соль и зерно, а ближе к весне рацион украсит любимый деликатес косуль – березовые веники. Охотники в подкормке животных участвуют безвозмездно и добровольно.

Сергей Коваленко, государственный инспектор отдела охраны и госнадзора Департамента по охране животного мира Новосибирской области: «Любому охотнику, желающему помочь, предложим: в любое время поедет и на заготовку, и на выкладку кормов. И на охрану ездят с нами».

Охрана четвероногих животных от двуногих – вопрос, увы, стабильно актуальный. Против браконьеров в прошлом году в области возбудили под девять десятков уголовных дел и почти 2 400 административных, показатели из года в год – плюс-минус сотня-другая. Штраф сегодня – от 500 до 4 000 рублей, плюс возмещение ущерба (в случае крупных животных – это десятки тысяч рублей). Уже в этом году размер компенсации за незаконную добычу дичи может вырасти ещё на 40 процентов.

Пётр Гога, руководитель Департамента по охране животного мира Новосибирской области: «Я думаю, это всё равно их остановит, если за лося будет штраф более 400 тысяч».

Гораздо больше «финансовой картечи» браконьеров сдерживает другая кара: два протокола в течение года – и ты лишаешься права охоты. Правда, инспекторам лесные шалости нужно зафиксировать, что не всегда просто – нужно или ездить по двое, чтобы были свидетели (а штат не резиновый), или использовать видеорегистраторы (но зимой они работают нестабильно). А ещё Охотнадзор мечтает об ограничении использования охотниками снегоходов – животных запросто загоняют до полусмерти, причем не всегда с целью убийства, но стресс тоже убивает.

Сергей Коваленко, государственный инспектор отдела охраны и госнадзора Департамента по охране животного мира Новосибирской области: «Народ же всякий есть. Обидятся, не обидятся, но я их просто называю «моральные уроды». Косуля весной и так бежать не может – догоняют на снегоходе, прыгают на неё и делают фото, селфи. Спрашиваю: «Ты что делаешь?!» – «А прикольно!» – говорят».

Зато распределение охотничьих путёвок в этом осенне-зимнем сезоне в Новосибирской области впервые прошло без скандалов и диких очередей: разрешения разыграли при помощи электронной лотереи. Систему в области планируют развивать.

Пётр Гога, руководитель Департамента по охране животного мира Новосибирской области: «Будем пытаться, как за границей, выдавать электронное разрешение».

И всё же, несмотря на административные и электронные барьеры и стимулы, в охоте главное, пожалуй, оставаться человеком. Скупой на слова сельский охотник Юрий Иваныч пополняет кормушку для лосей и за девять секунд формулирует основной принцип жизни в гармонии с природой.

Юрий Реутов, охотник: «Охотиться-то – охотиться. А чтоб разводились… Помогать-то надо всё равно».

читайте также