Северный хлеб: сибиряки вступают в битву за урожай


С битвами за урожай надо заканчивать. Сельскохозяйственная деятельность должна стать нормальной, обычной работой - подчеркивает областной министр отрасли. Меньше зависеть от погоды позволит грамотное зонирование районов - с учетом климатических и прочих особенностей: где производить молоко, а где лучше мясо, где выращивать хлеб, а где даже не пытаться. В пример приводят успешный опыт соседей - ведущее место Алтайского края по поставкам гречихи в стране - в том числе заслуга специализации районов. Решается вопрос - какая компания, вместе с учеными, возьмется все проанализировать. Северный район среди тех, кому наверняка ой как не порекомендуют сеять хлеб. Там на поля действительно выходят, как на сражение. Потому что другой работы нет.
19 октября 2015, 15:13
Вести новосибирск

Уборочная-2015. Северный район. Зерноток. Склады водители берут штурмом. Заносит. Топкая грязь. Недавно дорогу отсыпали, но снова размыло. Осень. Затяжные дожди, суровый климат. Родина - говорит Анатолий. Водитель. с годами научится любой - покорять бездорожье. 25 лет за рулем. Зерно - это их хлеб. Средство существования.

Анатолий Кузнецов, водитель: «Я не тону нигде, у меня маленькая машинка.. За столько лет уже привык к такой грязи. Мне ничего не страшно».

Пшеница Новосибирская. Особые сорта - средне и скороспелые. На этих землях сложно вырастить хлеб. Природа, кажется, против. Пшеница, кажется, вообще не должна расти. Низины, болотистые почвы, а они сеют. Каждый год. Вопреки. Это урожай-2015. То, что успели собрать в перерывах между дождями.

Сергей Туровец, руководитель сельхозпредприятия: «В том году у нас была 16,1 в том году, урожайность по зерновым, нынче начали молотить мы 18 с половиной, сейчас 12 с половиной, все из-за погоды - теряется урожай».

Потери - невозвратные. Еще тяжелее от того, что спасти, предотвратить не могут. Северной район. Рядом граница с Томской областью. Тайга. Суровый климат. Холоднее, чем в Новосибирске. Здесь каждый год пытаются договориться с погодой. В этом видимо, на разных языках. Не 1-го августа, а только 21-го- зашли в поле. И в сентябре - всего шесть погожих дней. Работа на износ. На пределе сил и возможностей - техника, люди. Молодой комбайнёр. Эта красная Нива - его старше. Скрипит. Дребезжит. Но дело знает. Денис в хозяйстве передовик. Старенький комбайн и он - команда. После техникума. Куда дальше - Денис не решил. Пока дома, в хозяйстве. Здесь работает отец - вот он идет следом, на комбайне. Брат сейчас на других полях. Пашет зябь. Сельская династия. Труженики. Покоряют крошечные северные поля. Кое-где даже меньше футбольных. Сверху смотришь - муравьи. Все силы здесь. Механик плечом к плечу с комбайнером, в кабине. На случай поломки машины. Быстро найти, устранить, не терять время. Без передышек. Только на обед. Здесь же - в полях. В спешке. Они не знают - во сколько закончится этот рабочий день - скорее всего, ночью. Если в планы снова не вмешается дождь. Такая малость - хорошая погода, но решает все в битве за урожай. Не только техника, уверен передовик Денис Сажин. И на той, что есть - работать можно. Молодежь, говорят, уезжает из села. Трудно. Грязно. Скучно. Его не тянет. Это родина. Здесь дом. Лишь бы была работа. В километре отсюда еще нетронутые поля. Посеревшие колосья пшеницы. Мокрые от переизбытка влаги. Пятый - не самый низкий класс, но сложно продать. И невыгодно. Как никогда - даже предательски - в этом году себя ведет природа. Точно сердится на селян. Смешивает планы. Труд портит. Даже на полях, где пшеницы уже нет - ее следы. Коварные. Кое-где в полях ярко-зеленые проталины - как будто весной, но пашню совсем недавно обработали - готовят к будущей посевной. В почве очень много влаги - из-за дождей, и поэтому снова растет трава. Сорняки. Бороться уже в следующем году. Пока гектар за гектаром - задача убрать урожай. Побыстрее. И под крышу. У колхоза наша родина - около четырех тысяч посевных площадей. В Северном районе столько никто не сеет.

Сергей Туровец, руководитель сельхозпредприятия: «Я думаю, что сохраним все равно, это для Северного района очень много. Все уже, Северный район - хозяйства свернули свою деятельность, мы остались – южане».

Звучит как шутка - но это, действительно юг. Северного района. Для урожая, вроде бы, условия здесь более благоприятные чем у других. Северян. Грязи чуть поменьше. Но грязь - не повод не пахать. Где-то уже всходят озимые. Где-то - зябь… задел на будущее.

Иван Воробьев, начальник управления сельского хозяйства администрации Северного района: «Будем пахать, хозяйства даже до самого последнего снега будут пахать зябь, потому что даже самая поздняя лучше самой лучшей весной вспашки хорошей - поэтому будем до самого последнего».

И даже ту, что уже проросла - не оставили. Убрали все, до последнего зернышка. Сушка на складах. Подработка. Хватит на семена. Пятый класс - и тот продадут. В прошлые годы же продавали. А на будущий знают, где еще немного земли распахать. Даже если на полевых дорогах, в грязи будут тонуть комбайны. Выращивать хлеб - большой крестьянский труд. Кому - если не им. Хоть какая-то забота. 

читайте также