«Тангейзер вновь на сцене»: суд прекратил административное дело в отношении режиссера спектакля


Культурное событие или скандал? В эту субботу «Тангейзер» снова на сцене новосибирского оперного. Директор и режиссер вернулись в театр "со щитом". Мировой суд на их стороне. Прокуратура готова решение обжаловать. А руководство Большого театра уже пригласило Тимофея Кулябина сделать для них постановку. Выиграли бой, как насчет сражения? Еще не ясно - ждать ли Кулябину и Мездричу уголовного преследования? Как нам подтвердили в региональном управлении Следственного комитета, сейчас идет проверка по факту совершения публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу и совершенное в целях оскорбления религиозных чувств верующих людей. Но административное дело закрыто.

16 марта 2015, 15:47
Вести новосибирск

7-ая минута 53 секунда из второй части второго акта - тот самый - спорный фрагмент спектакля "Тангейзер" - судья изучает вместе с участниками процесса. А было ли оскорбление? Свидетели обвинения под обстрелом неудобных вопросов столичного адвоката. Но сдаваться не намерены. Их претензии не только к содержанию постановки.

Марина Бусик-Трофимук, музыковед: «Ведь мы ещё другую проблему ставим - я понимаю так! Это госзадание. Это федеральный бюджет. Это огромные деньги! Это заведомо нерепертуарный спектакль».

Не в суде, а в студии ГТРК «Новосибирск» на этот вопрос ответила театральный критик Ирина Яськевич.

Ирина Яськевич, театральный критик: «Именно государство должно поддерживать эксперимент. На государственные деньги - на наши с вами. Поддерживать какие-то может быть рискованные, провокативные произведения искусства. Потому что все остальные, проверенные, традиционные - которые нравятся массовой публике - поддержит массовая публика своими деньгами. Искусство должно развиваться».

Свой суд в прессе, в Интернете. У каждой стороны - и адвокаты, и обвинители. Вмешательство церкви в культуру театралов взбудоражило и отчасти - напугало, впрочем, неспроста.

2001 год. В Вологодской области культурологи придумали способ привлечь туристов: музей Бабы Яги. Сказочную колдунью "поселили" в бревенчатом домике - здесь же древняя березовая ступа, старинная посуда - артефакты собирали по всему региону. И всё бы хорошо - но вмешались священнослужители. Дескать, Яга - языческая богиня - и вообще, всё это сатанизм. Музей закрыли.

2006 год. Республика Коми. Опера Шостаковича " Сказки о попе и о его работнике Балде" по мотивам Пушкина на сцене республиканского театра оперы и балета возмутила епископа Сыктывкарского и Воркутинского, тем, что в финале постановки - персонаж попа получает щелчки по лбу. Режиссер предложил другой вариант - пусть щелбаны достанутся чертенятам. Но не тут-то было! В итоге православных протестов министр культуры республики отказалась финансировать проект. Спектакль вышел - но в урезанном виде из 6-ти камерных номеров, в которых поп, как персонаж - вообще отсутствует.

2013 год. Москва. Константин Богомолов ставит в МХТ имени Чехова комедию - "Идеальный муж". Спектакль получил "Золотую маску" в номинации "приз критики", зрительскую премию "Звезда театрала" в номинации "лучший спектакль сезона" - и нарекания Русской Православной Церкви за то что, постановка якобы оскверняет символ распятия. Следственный комитет - по заявлениям недовольных - провел проверку спектакля - в том числе на предмет нарушения закона о пропаганде однополых отношений. О результатах проверки в СМИ не сообщалось. Спектакль и сегодня в репертуаре театра.

В Новосибирске суд встал на сторону "Тангейзера". Режиссер Тимофей Кулябин не скрывает торжества. В открытом письме он отметил, что дискуссия о художественных приемах из судебного поля вернулась в профессиональное и общественное пространство, и это называет победой. Ответил Кулябин и тем, кто намекал на то, что скандал принес постановке незаслуженную славу. Цитирую: «Тангейзер» как спектакль, который видели пока менее 4 тысяч человек, и «скандальный Тимофей Кулябин» получили на волне этих событий невероятный, так сказать, PR, которого ни я, ни спектакль, возможно, не заслуживали и уж точно не провоцировали... Там не было провокации или желания намеренно скандализировать публику".

В письме, однако, нет ни слова о тех зрителях, которых - вольно или невольно - могла задеть смелая трактовка. Говорят, победителей не судят? В данном случае - не совсем так. Суд отгремел. Но вместо точки - многоточие. Постановка снова сцене оперного, а за его дверьми церковные активисты снова организуют пикеты в защиту веры. Проверку продолжает и Следственный комитет. И в понедельник, возможно, вынесет решение - возбуждать ли в отношении режиссера - уже уголовное дело? 

читайте также