Из актеров в режиссеры: к чему приводят эксперименты над зрителем


Преимущество столицы. Диплом театрального режиссера в России можно получить только в трех городах: в Москве, Петербурге и ..в Новосибирске. Впрочем, в театре себя сегодня пробуют многие и собственно профильное образование не обязательно. Что получается,если происходящим на сцене командуют.. актеры.

19 января 2015, 17:32
Вести новосибирск

Просто так, своё драгоценное время ни актерам, ни режиссерам я не подарю! Я –зритель! Я – капризна! И хочу чтобы красиво, трогательно, и чтоб почувствовать – всё и сразу. Вот этот спектакль с пометкой «Премьера!» Этот – от известного режиссера. А вот этот, кажется, абсолютный «кот в мешке». Георгий Алехандрос – это режиссер. Лично я о таком не слышала. А цена на билет – приличная. Выходит, я не просто зритель, а подопытная мышь для этого кота.

В главной роли артист, он же режиссер, Юрий Александров. Или Георгий Алехандрос. Спектакль - его режиссерский дебют, по пьесе Вампилова «Старший сын». Впрочем, автор уверен: режиссер здесь каждый, кто играет на сцене.

Юрий Александров, режиссер спектакля "Свидание в предместье": « Егорка, помню, мне сказал: ну вот эта сцена, да полная фигня вообще! Ну разве можно так работать вообще. Я понял, всё! А как надо делать? Ну вот так, вот так и вот так! Понял, всё! Очень жестко всё режиссировали».

Кто сегодня имеет право говорить со сцены? Человек с дипломом? Человек с опытом? Артист Александров решил, что правильно и то, и другое. Если выбираешь семейную историю, то потому, что у самого пятеро детей. Если история про потерю веры, то потому что сам - оставлял любимый театр на долгих 20 лет. А потом вдруг пошел учиться. И сегодня снова студент новосибирского театрального института. Как когда-то в юности.

Юрий Александров, режиссер спектакля "Свидание в предместье": « У нас курс был небольшой, но ёмкий. Там учились такие ребята как Андрей Звягинцев, там Леша Самолетов. Все практически мужики у нас на курсе стали режиссерами».

У зрителей в зале тоже "право голоса". Перед началом спектакля каждого снабдили игрушечной дудкой. Чтобы и они стали частью сценической истории. Рассказанной, кстати, хорошим языком. С чувством вкуса, такта, и юмора. Подопытная мышка рискнула и победила на этот раз.

Есть ещё такое слово - "антреприза". На сцене - актеры разных театров. Спектакль исключительно легкий. Иногда пошлый. И редко дешевый. О том, что есть другая антреприза узнать можно лишь в случае невероятного везенья. Раз в месяц, а то и реже, на сцене происходит чудо за смешные деньги.

Егор Овечкин, режиссер спектакля "История одного человека": « Кто-то приходит в театр за яркими костюмами, кринолинами, большими декорациями, громкой музыкой».

Здесь нет ни вишневого сада, ни бала. Есть маленькая беда. Крохотного человека. Потерял шинель и смысл всей жизни. От задумки до премьеры - 6 долгих лет. Для совсем молодых актеров Егора Овечкина и Никиты Сарычева - "История одного человека" стала первым, "своим собственным" спектаклем.

Никита Сарычев, режиссер спектакля "История одного человека": « Всё делали своими руками, сами пилили, сами сверлили, сами строгали. Никто нам не помогал мы оставались ночевать. Приходил к нам артист из кукольного театра, помогал нам разбираться с куклой. Как с ними работать - как оживить их. Когда показывали, конечно, нас трясло».

Чаще чем раз в месяц, или раз в два месяца, ставить не получается. И график у артистов напряженный. И история, в общем-то, не кассовая. Но от того не менее трогательная и безупречная, как отточенный карандаш.

Егор Овечкин, режиссер спектакля "История одного человека": « Это как ребенок, который …я бы не хотел... чтобы он пошел в артисты - что-то в таком духе. Я бы не хотел, чтобы этот спектакль шел где-то на Бродвее. Это что-то камерное, уютное, хрупкое».

Специальных дипломов о высоком звании режиссера у актеров нет. И задумка-то была отчасти хулиганская. Так что же нужно ,чтоб попасть в яблочко - зрительского счастья? Как - создать совершенство?

Никита Сарычев, режиссер спектакля "История одного человека": « У меня есть такой любимый художник - Поллок. Он же рисовал полотна огромные - такие по 9 метров. Знаешь? И рисовал банками с краской, и выливал - и выливал и выливал их. И однажды репортер спросил - а как вы понимаете, что закончили свою работу? На что художник ответил - а как вы понимаете, что испытали оргазм?»

читайте также