Статью новосибирских ученых опубликовали в престижном научном журнале

Статью новосибирских учёных опубликовал в престижном научном журнале Scientific Reports. Работа посвящена результатам опытов с пока ещё малоизученным видом излучения. Не исключено, что эксперименты помогут открыть новые перспективы для медицинских разработок.

30 января 2015, 16:07

Его природные источники - Солнце и звёзды. Однако в атмосфере Земли оно поглощается парами воды и кислородом. Особый интерес учёных всего мира сегодня вызывает терагерцовое излучение. Это одно из последних звеньев электромагнитного спектра, которое предстоит изучить человеку.

Татьяна Горячковская, научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН: «Сейчас оно не доходит из космоса от Солнца на Землю. Но когда атмосферы не было, оно и доходило, вернее, безусловно, доходило и, возможно, принимало участие в процессах зарождения жизни на Земле».

Работы новосибирских исследователей привлекли внимание редакции авторитетного издания Scientific Reports. Недавно в журнале опубликовали статью учёных из Академгородка. Здесь создана хорошая база для экспериментов.

О терагерцовом излучении известно очень давно. Однако активные исследования в этом направлении начались буквально лет 10 назад. Когда для этого появились технические возможности. Терагерцовое излучение научились получать в искусственных условиях. Мощную лазерную установку - одними из первых в мире - разработали в Институте ядерной физики. Именно там облучают опытные образцы. Затем их привозят в Институт цитологии и генетики, здесь анализируют результаты.

Сергей Пельтек, заместитель директора Института цитологии и генетики СО РАН: «Вот те эксперименты - целую большую серию экспериментов мы провели на клетках и человека, и кишечной палочки, и других объектах - однозначно нам сказали, что терогерцовое излучение нетоксично, негенотоксично, т.е. не вызывает мутации».

Сергей Пельтек - руководитель направления рассказывает, что излучение не повреждает ДНК. Не исключено, что в будущем результаты экспериментов помогут создавать прикладные разработки для медицины.

Геннадий Кулипанов, заместитель директора Института ядерной физики им. Г.И. Будкера: «Для диагностики крови, лимфы - вполне может быть. У нас работают, кстати, сотрудники из Кольцово, из Академии медицинских наук - разрабатывают метод диагностики».

Учёные рассказывают, что в США в порядке эксперимента уже использовали терагерцовый лазер - чтобы удалить - казалось бы - неоперабельную опухоль. И всё прошло успешно. Но отечественные специалисты уверены - спешить применять столь радикальные методы не стоит. Слишком многое ещё только предстоит изучить. В частности побочные действия терагерцового излучения.