СУ-34 - история и победы


Он появился на заре новой эпохи. Но после триумфального взлёта на международном авиасалоне в 1995 году, казалось, наступил его закат. Страна набирает скорость на рельсах рыночной экономики, гособоронзаказ отсутствует, оборонные предприятия на грани закрытия. О бомбардировщике, который по маневренности может дать фору многим истребителям, забыли почти на десятилетие. 

25 марта 2015, 14:33
Вести новосибирск

Новый век - новые надежды. И угрозы. Мировые державы обновляют флот военной авиации. Россия обороняется самолётами 70-х годов выпуска. Тогда в правительстве и вспоминают о некогда забытом фронтовом бомбардировщике. В 2003 году на его получасовой полёт приезжает посмотреть главком ВВС. Завод получает задание - наладить серийное производство Су-34. Под будущий госзаказ.

Владимир Михайлов, главнокомандующий ВВС России 2002-2007гг.: «Это в какой-то степени секрет, но я скажу, что их будет больше, чем Су-24».

Отработка технологии заняла почти 3 года. Пустить самолёт в серию - не так просто. Особенно, если работать приходится на морально устаревшем оборудовании, с перебоями в финансировании. Но к 2006-у Минобороны рассчитывается по долгам, о чём заводчанам сообщает глава ведомства Сергей Иванов. Первые самолёты летят на испытания в ГЛИЦ и в Липецкий учебный центр для разработки инструкций. А заводу ставят новую задачу - собрать целый полк бомбардировщиков в ближайшие 3 года. Финансирование госзаказа увеличивают. Опасения не напрасны. Молодёжь в начале нулевых авиастроение перспективным занятием не считает. В бой на выполнение госзаказа идут одни старики. Квалифицированных кадров не хватает. Рабочих рук тоже. Сборка буксует. Зато лётные испытания проходят успешно. В 2008-м Су-34 называют героем несостоявшейся войны. Учебный фронтовой бомбардировщик уничтожил радары грузинских ПВО. Именно это остановило вооружённый конфликт. А заказ новосибирскому авиационному заводу увеличили и продлили - вначале до 2012, затем и до 2020 года. Предприятие должно поставить в ВВС страны более 100 машин. Но заказ долгое время выполняется с задержками. Возможно, это даёт основания для подковёрных игр. "Известия" со ссылкой на анонимные источники в министерстве обороны сообщает, что самолёт небоевой. Позже ведомство открещивается от этих заявлений. А на завод приезжает президент Владимир Путин. Тогдашний глава компании Сухой - филиалом которой стал новосибирский авиационный завод - рассказывает, что сделано для того, чтобы эффективность производства выросла. Проблему удалось решить. Плоды дала модернизация и прицельная подготовка кадров - при заводе открыт учебный центр, заключены соглашения с профильным вузом и училищем. В 2014-м завод перевыполнил план. Кроме того, самолёт постоянно дорабатывают - в зависимости от задач и новых возможностей. Авиаторы сегодня ставят машине высшие оценки.

Александр Харчевский, командир пилотажной группы «Соколы России», начальник липецкого авиацентра: «Это уникальный самолёт в своём классе, он заменит многие бомбардировщики фронтовые и истребители. Как истребитель может использоваться. Это многоцелевой самолёт с очень мощным вооружением».

И всё же, обещанию бывшего главкома ВВС Владимира Михайлова не суждено сбыться. 34-х сушек будет выпущено гораздо меньше, чем их предшественников. Хотя бы потому, что они не пойдут на экспорт. «Защитник» - такое название получил самолёт в международной классификации - будет стоять на страже границ и интересов только своей родины. Военных и стратегических. На машине отрабатывают технологии, которые можно будет использовать на самолётах следующего поколения. Их появление не за горами. Мировые державы вновь обновляют военный флот. 

читайте также