В Барабинском районе придумали, как отходы превратить в доходы


Уважительное отношение к природе может еще и деньги приносить. В Барабинском районе придумали, как связать экологию и экономику. Сегодня там действует сразу несколько предприятий, которые научились рационально использовать вторичные ресурсы.

25 февраля 2015, 13:44
Вести новосибирск

Вот эта серая куча – зола с ТЭЦ. Здесь примерно около пяти миллионов тонн золы! Это обеспечит Куйбышевский кирпичный завод работой лет на тридцать вперед. Вот в таком автоклаве зола перемешивается с известью и превращает отходы ТЭЦ в нужный для хозяйства города материал – строительный кирпич.

А сколько ТЭЦ и котельных в Новосибирской области? В Сибири ? В России? У каждой теплоцентрали - собственный золоотвал. По закону, золу складируют в специально отведенном месте и проливают водой. Но зола сохнет быстро. Частицы разносит ветром. В результате страдают и люди, и окружающая среда.

Александр Дак, генеральный директор Каинского кирпичного завода: «Самое неприятное – при сильных ветрах происходит запыление, и все это разносится по всей округе. Это все вообще разносило, вплоть до Иртыша и сбрасывалось в реки и все уносилось туда».

Вечно хранить отходы ТЭЦ, даже на территории необъятной России - невозможно. Виктор Шевцов – энергетик по образованию - идею переработки шлаков продвигает уже давно.

Виктор Шевцов, член координационного совета по энергетике, энергоэффективности и энергоресурсосбережению Межрегиональной ассоциации Сибирское соглашение: «Мы в дальнейшем решим этот вопрос. И из отходов переведем золу в месторождения техногенного происхождения. Когда ее можно будет использовать и в строительстве и в сельском хозяйстве и в перерабатывающей промышленности».

Однако минприроды пока не готово перевести золу из разряда отходов в разряд полезных ископаемых. Между тем - в других странах отходы ТЭЦ используют давно и охотно. В Индии золу используют на все сто процентов. Из нее делают стройматериалы, цемент. Ремонтируют дороги и дамбы. Чем сибиряки хуже? Ту же золу можно, как утверждают ученые, использовать и в качестве удобрения. Первый шаг - сделали. Кирпич из золы значительно дешевле обычного - перспективы есть. Здесь же в Куйбышеве сегодня рассматривают другой вариант превращения отходов в доходы. На местном спиртзаводе... Барду - то, что остается от производства - раньше хранили здесь же, у себя на территории. Но законы изменились. Теперь ее нужно утилизировать. Сельские производители придумали, как сделать это не в ущерб, а с пользой - причем не только для казны завода, но и области. Логика железная. Для приготовления больших объемов спирта необходимы тонны зерна. Пшеницы. Причем самого низкого качества, что даже на корм скоту не годится. Такую без труда можно вырастить в любом из северных районов Новосибирской области. Куйбышевском, Северном, Барабинском, Кыштовском. Как раз там, где интерес к растениеводству уже давно исчез. Выращивать хлеб здесь считалось делом убыточным. До сих пор.. Второсортного зерна спиртзаводу потребуется очень много.

Виктор Функ, глава Куйбышевского района: «Предприятие будет потреблять примерно 50-60 тысяч тонн пшеницы в год. При той мощности, которая сегодня есть. Это, примерно, потребуется работы трех ближайших районов, только на это предприятие».

Схема еще более интересная. Спиртзавод собираются не только брать от сельхозпроизводителей зерно - но им же отдавать отходы. Фактически получится безотходное производство. Так называемая мокрая и сухая барда пойдет на производство кормов для сельского хозяйства. На барде, говорят местные технологи, поросята будут расти как на дрожжах, а буренки больше станут давать молока. Договора с хозяйствами, готовыми накормить свой скот местной бардой уже есть не только на территории Новосибирской области, но и за ее пределами.

Еще один вариант перевода отходов, в данном случае сельского хозяйства, в доходы региона. Это комбикорма для нужд животноводства. В Барабинском районе пошли еще дальше. Запустили производство по переработке мясных отходов. Умерший домашний скот забирают в хозяйствах, проверяют, обеззараживают и подвергают многократной обработке, добавляют витамины. Получая комбикорма для других сельскохозяйственных животных - куриц, уток, поросят.

Вадим Панин, главный ветеринарный инспектор Барабинского района: «Появилась возможность более цивилизованно уничтожать биологические отходы. Они также занимаются сбором отходов. У них на сегодня есть экомобиль. Что тоже облегчило им задачу. По сбору и утилизации».

Решается вопрос импортозамещения. Комбикорм из местной буренки - альтернатива импортным аналогам , накаченным химическими ингредиантами. Сегодня барабинские корма продают в Бурятию и Тюмень. Туда, где дефицит естественной пищи для животных сельхозпроизводители ощущают еще острее, нежели у нас. Словом - выгода от деятельности только названных предприятий для области - до нескольких миллионов рублей в год. Доходы региона, полученные практически из воздуха. 

читайте также