Здесь ей не место: жители Новосибирска готовят иски в суд из-за шума снегоплавильной станции


Владельцы городской снегоплавильной станции – ООО «Строй-Сервис» – нарушают Закон о защите конкуренции, заявляют эксперты новосибирского управления Федеральной антимонопольной службы. Проверка показала, что муниципальные организации за утилизацию снега платят почти на 20% больше, чем другие, частные клиенты станции. Речь идет о возможном необоснованном росте расходов бюджета Новосибирска. Тем временем несколько десятков новосибирцев готовят сегодня иск в суд, у них на руках заключение из надзорных органов, подтверждающее, что снегоплавильная станция возле их многоэтажек работает с нарушениями, и некоторые устранить невозможно.
12 марта 2017, 12:00
Вести новосибирск

Ноябрь 2013 года. Настоящая революция в традиционно нелегкой снегоборьбе в Новосибирске. Запускается в работу первая за Уралом стационарная снегоплавильная станция. Инвестор и мэрия объединяют усилия. Сомнений нет – это будет прорыв. Вместо нескольких снегоотвалов – компактная установка, которая может круглые сутки топить осадки.

Валерий Жарков, заместитель мэра, начальник Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса: «Дальнейшая наша задача – строительство в удобном транспортно и логистически месте новых снегоплавильных станций, потому что эффект они дают. Вот эта станция за ночь иногда принимает до 5-5,5 тысяч кубометров, и, соответственно, сразу поднимается и объем вывоза снега».

Расположение почти в центре города тоже один из плюсов: чем короче путь самосвалов от места загрузки снега до точки его утилизации, тем меньше затрат на бензин – выгодно и удобно всем. Но первые возражения слышны уже в первую зиму полноценной работы антиснежного ноу-хау. Жертвами современных методов снегоборьбы почувствовали себя жильцы соседних со станцией домов. И с каждым годом голоса недовольных звучат все громче.

Юлия Ненева, жительница дома по ул. Кошурникова:«Ребенок ночью просыпается и говорит: я боюсь. Я говорю – не бойся, это камазики, иди, посмотри. Скоро уже будет утро.
Как у нас город хочет построить станции в каждом районе – я очень сочувствую жителям домов, соседних с тем местом, где эти станции будут поставлены».

Тревогу начинают бить жители улицы Широкой – вторую снегоплавильную установку проектируют именно в этом месте. Рядом уже есть железная дорога и ТЭЦ, но власти непреклонны: страхи о зашкаливающем шуме станций преувеличены.

Александр Мысик, начальник МУП Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений»: «По своему опыту могу сказать следующее: станция будет шуметь раза в три меньше, чем проходящий «товарняк», который идет по Транссибу».

Тем не менее, каждый год в ряды борцов со снегоплавильнями в Новосибирске вливаются новые активисты. Елена Белоусова – одна из них. Все окна в квартире выходят на станцию. После бессонных ночей и тщетного поиска правды в местных органах власти вместе с соседями решила писать президенту. И людей вдруг услышали. Сегодня на руках заключение Роспотребнадзора – жить рядом с таким объектом действительно нельзя. Ночью предельный уровень шума превышен на 14 децибел.

Вера Леонтьева, жительница дома по ул. Кошурникова: «Эти замеры были проведены только от работающей станции и трактора, который загружает снег. То есть это превышение идет даже без учета шума самосвалов, которые привозят и разгружают снег. Нам сказали, что это значительное превышение».

Нарушения нашли и другие надзорные органы. Директор станции утверждает: предписаний еще не видел, но уверен, что снегоплавильне они ничем не грозят, «почти стратегический для города объект» не остановят. Выходит, расселять нужно соседние дома? С этим вопросом отправляют в мэрию, именно она допустила столь тесное соседство.

Ольга Омелаенко, корреспондент: «В ответе мэрии на жалобы жильцов соседних со станцией домов сказано: решается вопрос возведения вокруг объекта шумозащитных щитов. Такие конструкции строят на участках оживленных трасс – там, где они проходят через жилые кварталы. Одна из таких конструкций на Бугринском мосту, рядом частный сектор. Сооружение не дает шуму уходить в сторону, шум он уходит вверх. Поможет ли такое сооружение, если речь идет о высотных зданиях, – большой вопрос».

Елизавета Корнилова, жительница дома по ул. Кошурникова: «Я живу на 12 этаже, какой шумозащитный экран? Дом – 22 этажа! Что, до 22 этажа будет шумозащитный экран?»

Евгений Николаенко, директор снегоплавильной станции: «Экраны решат проблему? Нет. Вот видите – экран стоит, и он не решает проблему. Куполом всю станцию закрыть реально? Нет. Давайте весь Новосибирск куполом закроем. Тогда снега не будет, и станция будет не нужна».

В Канаде, на родине новосибирских снегоплавильных станций, одним из главных критериев выбора площадки для размещения подобных объектов является их удаленность от жилья. В интернете можно встретить статьи со сравнением разных установок, и одним из недостатков канадского оборудования называют как раз большой шум, напоминающий рёв турбин. При этом ни один из экспертов не в состоянии учесть культуру поведения водителей самосвалов со снегом в каждом конкретном городе. В Новосибирске привить ее ни мольбами, ни обещаниями строго наказывать пока не получается.

Василий, водитель ДЭУ №1: «У вас на предприятии кого-то наказывали за то, что стучат бортами? Да мы не стучим, я ни разу не слышат, чтобы стучали борта».

Сегодня в Новосибирске выбирают площадку для размещения третьей снегоплавильной станции. Соседи первой собирают документы для иска в суд – будут добиваться переноса объекта, чтобы ноу-хау в борьбе со снегом было выгодно и удобно не только инвестору и городу, но и его рядовым жителям.

читайте также