Авиационные катастрофы времен войны


Небоевые потери. Пятьдесят две авиационные катастрофы произошли за годы войны на территории Новосибирской области. Это последние данные от краеведов. Часть трагедий связана с перегоном колоссального количества техники в сторону фронта. Еще больше катастроф случилось при освоении новых самолетов завода Чкалова. Пока в деталях известна только одна трагедия: она же - подвиг летчика-испытателя Старащука, спасшего город.

5 мая 2015, 12:18
Вести новосибирск

В авиации летчики-испытатели поднимают в воздух не только новые модели самолетов, но и каждый серийный образец. Так врачи обязательно изучают состояние новорожденных. И один малыш из семейства истребителей Яковлева оказался нездоровым. Но за штурвалом был профессионал. Падающая машина вдруг взмыла, а потом круто вошла в землю. Василий Илларионович Старащук до самого последнего мгновения контролировал поведение аварийной техники, и смог нейтрализовать её, когда убедился, что в месте падения никого нет.

Владимир Старощук, сын летчика-испытателя В.И. Старощука: «Когда его хоронили, летели самолеты, взмывали, делали холостые выстрелы. Торжественно было. Тысяч двадцать человек за гробом шло».

К сожалению, до сих пор нет подробностей расследования авиакатастрофы. Но специалисты склоняются к версии заводских недоработок. И, в общем-то, для того периода это совсем не нонсенс. Квалифицированных рабочих на заводах заменили старики, женщины, подростки, трудившиеся из последних сил. Еще во время аварийного пилотирования летчик получил приказ руководителя полетов покинуть самолет. Но историки говорят, что не в характере Василия Илларионовича было думать только о себе. Энергичный, волевой, но очень веселый и добрый — такую память о себе оставил Старащук, как выпускник новосибирского аэроклуба, ставший его летчиком-инструктором.

Людмила Власенко, заведующая музеем Новосибирского Аэроклуба: «С 1938 года по 1942 год он проработал в нашем аэроклубе. Он был командиром звена, командиром отряда, потом был заместителем начальника Аэроклуба. А в 1942 году в апреле его призвали в армию».

До октября 42-го Василий Старащук был под Сталинградом, совершил тридцать боевых вылетов. Сбил Мессершмит. Как рассказывали однополчане, поверженный враг оказался немецкой знаменитостью. Его друзья поклялись отомстить лично Старощуку. Советский пилот мужественно и умело сражался. А когда кончились патроны и топливо, решил не расставаться с самолетом, чтобы не быть мишенью под парашютом. Летчик пошел на посадку, сопровождаемый пулеметными трассами. Только коснулся земли, сбросив скорость, выпрыгнул из кабины. И в этот момент его догнало хвостовое оперение своего же самолета. Удар был очень сильным. Но Старощук остался жив. Его признали негодным к боевой работе, но разрешили работать летчиком-испытателем.

Константин Клещин, корреспондент: «И когда случилась авария в небе над Новосибирском летом 43-го - Василий Илларионович поступил как на фронте: самолет не покинул. Только в этот раз он остался вместе с ним навсегда. В доме на Красном Проспекте, рядом с которым упал самолет, спал ребенок. Он даже не проснулся - и остался жив».

читайте также