Аэро-дом: история маленького аэродрома, превратившегося в место проведения авиашоу


Воскресенье – день авиашоу на аэродроме в Мочище. Удивлять зрителей будут сразу две всемирно известные пилотажные группы – «Русские Витязи» на сверхзвуковых истребителях Су-30 и старейшая в стране группа высшего пилотажа «Русь» на штурмовиках «Альбатрос».
6 августа 2017, 11:12
Вести новосибирск

В небе над Мочищем пролетят многоцелевой истребитель МиГ-31, бомбардировщики Су-34 и еще около восьмидесяти летательных аппаратов из семи регионов Сибири плюс раритетная техника времён Великой Отечественной войны. Как маленькому аэродрому в сельском районе удалось завоевать такую репутацию?

Невероятный высший пилотаж от «Соколов России». Такое раз увидел – запоминается на всю жизнь. Авиашоу на аэродроме «Мочище» – этого дня многие жители области ждут целый год. В Мочище летают и грозные Су-34, и Миг-3, восстановленный новосибирскими авиареставраторами, и воздушные шары, самолеты, вертолеты, парашютисты. Один день в году небо над аэродромом кипит. А такой он в будни – тихо, лишь невесомые «Аэропракты» деликатно режут небо.

Оксана Тарасенко, корреспондент: «Бетонной полосы нет, и кажется, что самолеты взлетают и садятся в чистом поле. Но это не так – полоса есть. Вот она, ограничена конусами. Ее специально каждый день осматривают – следят за тем, чтобы не было никаких посторонних предметов, и даже следят за высотой травы».

Полосы целых две, чтобы безопасно взлетать и садиться при любом направлении ветра. Для большей безопасности их замостят пластиковой решеткой. Идею уже проверяют на рулежной дорожке. Вскоре аэродром сможет использовать и бизнес авиация . Трава прорастает сквозь ячейки, укрепляя поверхность. На таком покрытии шасси не провалится и не поскользнется в непогоду. Хитрость подсмотрели у военных.

Владимир Горбунов, заместитель директора аэродрома «Мочище»: «Военные использовали металлические полосы – они на любую поверхность укладывались, чтобы в любую погоду можно было использовать грунт для посадки самолетов».

Аэропракты едва касаются земли и снова взлетают – так ученики отрабатывают навыки пилота. За этим в Мочище едут со всей области. Пока аэродром – лишь тренировочная площадка, но скоро возобновит работу собственный учебный центр.

В середине прошлого века здесь же, в Мочище, училась летать Марина Попович – будущая 102-кратная рекордсменка мира, легенда. Первая женщина-пилот, которая преодолела звуковой барьер. Ведущий летчик-испытатель ОКБ Антонова.

И сегодня, когда тебя тренирует трехкратный абсолютный чемпион России, это внушает доверие. Инструкторы – мастера спорта по планеризму, по высшему пилотажу, чемпионы. Но главное – здесь работают люди, по-настоящему влюбленные в небо.

Александра Полторанина знают, пожалуй, все, кто с начала 90-х учился летать и прыгать с парашютом в ДОСААФ. Он – один из основателей знаменитого детского лагеря «Пилот» в Искитимском районе, начинал развивать планерный спорт в Новосибирской области. Он и сегодня живет авиацией. Все, кто в небе, слышат именно его голос.

Александр Полторанин, руководитель полетов аэродрома «Мочище»: «А часто к вам прилетают из других городов?» – «Каждый день. «Робинсоны» каждый день по нескольку штук, как мухи, летают. Вот пришел из Омска, один пришел с Красноярска – улетел на Омск сегодня, очень удобный пункт».

Неудивительно – здесь есть все виды авиатоплива, есть, где остановиться – и номера, и даже столовая, – есть, у кого попросить помощи в ремонте: здесь готовы ко всему.

Василий Чекрыгин, начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы аэродрома «Мочище»: «Все своё ношу с собой: это прицеп с аварийно-спасательным имуществом – для аварийно-спасательной команды на случай нестандартной ситуации на аэродроме с воздушными судами».

Расположен удачно – на пересечении всех путей, – лучший аэродром России для малой авиации – это официальный титул. В этом году «Мочище» победил во всероссийском конкурсе в категории площадок с грунтовым покрытием, 150 критериев. Для многих из Москвы и Петербурга «Мочище» стал открытием.

Кирилл Исаев, пилот-инструктор «Мочище»: «Наш аэродром находится в центре России, и мы – наиболее удобная посадка для тех, кто путешествует через всю страну. У нас любой может остановиться и продолжить путешествие как по России, так и по всему миру».

Кирилл лично отправлял заявку. Сам именно в «Мочище» получил путевку в небо. Он – участник уникальной программы, которую запустили владельцы аэродрома: бесплатная летная подготовка для лучших студентов авиафакультета НГТУ. Пришел учиться – остался работать. Инструктором. Понравилось.

Александр Осокин, директор аэродрома «Мочище»: «Помните, как в хорошем фильме «Мимино», – «Если тебе будет приятно – мне будет так приятно». Как хорошо! Я хочу, чтобы везде так было».

Александр Осокин на этом поле с начала 90-х. Заброшенные ДОСААФ площади, где садили картофель и кукурузу, – вычистил, выровнял. Отстоял в двухтысячных, когда посреди взлетно-посадочных полос вдруг решили пустить автомобильное шоссе. И сегодня готов передавать опыт лучшего аэродрома России.

Александр Осокин, директор аэродрома «Мочище»: «То, что есть у нас, должно быть везде. Чтобы площадка работала и принимала воздушные суда малой авиации, не так много нужно денег. Может, не так, как у нас – сколько мы всего понастроили. Нужна полоса, комплект авиабензинов-керосинов, авиатоплива, и домик, чтобы поздний путник, который прилетел, поставил свой самолет и мог переночевать. У нас это все есть, только в гораздо больших размерах».

Дело здесь не в деньгах – подтверждение словам стоит в дальнем ангаре. Их больше не выпускают. Ил-14 не было равных в Арктике. Неприхотливый, экономичный, долго держится в воздухе. По легенде, это личный борт маршала Жукова. Купили в подмосковном Жуковском, привезли в Новосибирск – восстанавливают, чтобы летал.

Сергей Долганов, начальник инженерно-авиационной службы аэродрома «Мочище»: «Воздушное судно изнашивается в воздухе, на земле оно гниет. Борьба в авиации – это борьба с коррозией. Вот поэтому осмотрели – увидели – удалили – новое поставили. Элементами заменили – и вперед».

А этот уже летает – восстановили с нуля. И тоже – история. Ми-1, первый серийный вертолет гражданской авиации, «Аэрофлота».

Владимир Кумов, техник аэродрома «Мочище»: «Первый серийный. До этого вертолетов у нас не было. Потом дальше пошли все остальные. Это прародитель всех вертолетов аэрофлота, «дедушка». Такой, как у нас, – он один в России. Имеет сертификат летной годности и летает».

Мы стоим у Ми-2. Тоже в рабочем состоянии. Напротив – Ми-6. Он на земле встречает гостей аэродрома. Уже идут переговоры с заводом, чтобы рядом поставить Ми-26. Здесь не просто взлетают и садятся, это не просто аэродром – музей, дом. Особое место для тех, кто влюблен в небо.

читайте также