• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ

Безопасность метрополитена: самые опасные места в метро

6 октября 2014, 11:56
Менее чем за неделю дважды пришлось останавливать движение поездов в новосибирском метро. В первый раз — из-за самоубийцы. Его смерть заблокировала всю Ленинскую линию. Во втором случае трагедии удалось избежать благодаря быстрой реакции свидетелей происшествия и сотрудников метро — на станции Заельцовская пожилой мужчина почувствовал себя плохо и упал на пути прямо перед прибытием поезда. Рельсы успели обесточить, состав остановили, мужчину спасли. Обошлось без тяжелых травм. Но эти события заставляют задуматься — насколько безопасен столь любимый новосибирцами вид транспорта? Чтобы узнать, как вести себя в чрезвычайной ситуации и, главное, как ее не допустить, мы спустились под землю.

Метро, как и любой транспорт, источник повышенной опасности. Однако травмировать себя можно уже на входе. Вот эта полоса появилась здесь не случайно. Особо активные молодые люди перепрыгивают через ступеньки и частенько бьются головой. Еще один опасный участник — прямо на входе — это двери. Эта табличка появилась не случайно. Придержите двери. Тут же можно получить по лбу, или даже, если вежливый человек придерживает дверь вот так — можно травмировать себе руку.

Еще более опасный участок метро — это турникеты. Люди второпях часто не дожидаются зеленого сигнала светофора, проходят и либо получают удар створками или по инерции перелетают через турникет и получают травмы — и таких в месяц — 4-5 человек.

По статистике, большинство травм в метрополитене пассажиры получают еще до выхода на перрон. В антирейтинге — неожиданный лидер. Самое опасное место в новосибирском метро — как ни странно, эскалатор. Можно сказать, что люди здесь падают почти каждый день. Причем поровну — и пожилые, и молодые. Чаще всего молодежь травмируется так — навалилась на перила, прислонилась к неподвижной части эскалатора — ноги едут, а ты упал. А ступеньки — острые. Памятки на желтом фоне может и не написаны, как правила дорожного движения — кровью, но.. 20 человек в месяц с разбитым затылком или просто синяками — теперь иначе смотрю на эту лестницу. Однако все эти происшествия остаются за кадром. О безопасности в метро пассажиры вспоминают после самых страшных ЧП.

За последние пять лет на пути упали десять человек. Половина из них погибли. Это те, кто решил свести счеты с жизнью.

По непонятным причинам самоубийц больше всего привлекает именно станция метро «Красный проспект». За всю историю новосибирского метрополитена здесь произошло самое большое число суицидов.

Почему люди выбирают такую страшную смерть, да еще в публичном месте? Ночные кошмары невольных зрителей — на совести самоубийц. Предотвратить подобные ЧП практически невозможно. Если человек бросается под состав целенаправленно — даже при экстренном торможении поезд сразу не остановить.

К ЧП надо быть готовым каждые две-три минуты. Это будни машиниста метро. Выдерживают не все. 
Это комната эмоциональной разгрузки. Сюда машинисты приходят во время обедов или перекуров здесь они отдыхают, через каждые полтора-два часа.

Юрий Родионов, машинист-инструктор: «Через каждые две минуты остановка — и так в течение семи часов. Тоннель всегда темный — на станции светло. Перепад тоже влияет. Но в основном напряженность — поехал, уехал, остановился, двери закрыл. Все наши напряженные ситуации — из-за дверей и из-за пассажиров».

Прошлым летом студент пытался заскочить в вагон в последнюю секунду. Лямку рюкзака зажало в дверях, поезд тронулся. Поезд экстренно затормозил, но парня утащило в тоннель, он получил многочисленные ушибы, а машиниста сняли с должности. Очевидно — виноваты оба. Однако ситуация уникальна: ксли какая-то дверь не закрыта, поезд не поедет — автоматика не позволит. Индикаторы — вот эти белые лампочки. Они горят, пока что-то мешает закрыть любую из дверей поезда. Однако в случае со студентом — лямка была слишком тонкой, датчики ее не почувствовали. Как говорится, на технику надейся, а сам не плошай.

Площадь Маркса, по статистике, самая посещаемая станция новосибирского метрополитена. Суточный пассажиропоток здесь сравним с населением небольшого города. Около ста тысяч человек в сутки. На станции площадь Маркса за последние годы люди дважды падали на рельсы случайно. Закружилась голова, оступился... Попасть под поезд метро — ситуация чрезвычайная, но все, кто оказался на путях не специально, выжили.

Владимир Гоголев, заместитель начальника службы движения Новосибирского метрополитена: «Если вдруг ты упал и вот он поезд подходит — тебя столкнула толпа там или еще что-то — если вы понимаете, что поезд не успеет остановиться до тебя — то необходимо лечь в лоток и не двигаться, и в этом случае вы останетесь живы. Оборудование таково, что находясь в лотке, тебя не заденет».

В этот раз все закончилось хорошо. Однако повезло не только пенсионерке — но и тем, кто ей помогал. Нарушено сразу два важнейших правила: ни в коем случае нельзя пытаться выбраться самостоятельно и никогда пассажиры не должны сами вытаскивать пострадавшего. На всех станциях, кроме Речного вокзала, при попытке забраться на перрон можно нечаянно задеть контактный рельс.

Владимир Гоголев, заместитель начальника службы движения Новосибирского метрополитена: «Вот так вот выглядит контактный рельс. Мы его видим. На других станциях он расположен под козырьком — вот здесь. И пассажирам, которые будут пытаться вытащить пассажира, попавшего на путь надо помнить, что они тоже подвергаются опасности попасть под напряжение. Если бы он наступит, то получит напряжение 825 вольт тока — и те, кто его попытается вытащить — тоже получит такое же напряжение».

А это — крайний вариант безответственности. Так называемые зацеперы — проехали по новосибирскому метромосту, держась за ручки последнего вагона, а затем выложили видео в интернет.

На этих кадрах, уже с камеры видео наблюдения, молодые люди едут с площади Ленина до станции «Красный проспект». Через несколько минут их встретили полицейские. Случись ЧП, движение останавливают. Поезда замирают, в том числе, посреди туннеля. Стресс, шок, паника, а еще время, нервы, опоздания на работу. Чтобы люди чувствовали себя в безопасности — в практике и регулярные выборочные досмотры.

Вся процедура досмотра багажа — две минуты. Никто из тех, кого досмотрели при нас, не проявил раздражения. Метро требует повышенного внимания. Но взамен — кроме скорости и удобства перемещения по городу, новосибирская подземка дает определенную гарантию безопасности. Хотя поток людей здесь велик, ЧП случаются в десятки раз реже, чем на обычных дорогах. А пассажиры находятся под присмотром видеокамер и сотрудников метро. Всегда.