Через два года половина новосибирских школ должна стать доступна для инклюзивного образования


Рекордную сумму - 6 миллиардов рублей в этом году выделило государство на проект инклюзивного школьного образования. В Новосибирске уже через два года в половине школ города вместе со сверстниками должны учиться ребятишки с ограниченными возможностями. Финансирование, особая подготовка педагогов, специальное оборудование... Но достаточно ли этого? Готово ли к таким изменениям общество?
23 марта 2014, 15:25
Вести новосибирск

Эти ребята совсем скоро пойдут в детский сад - специалисты помогают малышам с синдромом Дауна подготовиться к новой обстановке. В отличие от соседних регионов в Новосибирской области путёвку в дошкольное учреждение такие дети получают без проблем. А вот совместное обучение со своими здоровыми сверстниками большинству не по силам.

Татьяна Есипова, председатель общества "Даун Синдром", руководитель Ресурсного центра "Служба ранней помощи": "Я всегда выступала против инклюзии, которая насаждается. Когда ребёнок попадает в неподготовленную среду - начинаются проблемы. Я считаю, что и школы пока не готовы брать детей с явным умственным нарушением и сами родители не готовы".

Дети с синдромом Дауна - исключение. Если нарушения здоровья не столь тяжёлые и очевидные, то инклюзивное образование помогает ребятам социализироваться в обществе. Катя лишь год назад услышала, как шелестит бумага, и поют птицы. Болезнь, перенесённая в раннем детстве, дала осложнения на слух. Появились проблемы с речью. Сегодня девочка среди друзей, учится во втором классе. Первый окончила на пятёрки.

Сергей Полунин, папа Кати: "Она занимается одновременно музыкой, рисованием, занимается с логопедом, сурдопереводчиком. У неё день с самого утра и до вечера расписан. Катя рвётся в школу, независимо от того, болеет, нет - она рвётся в школу".

Для тех, кому необходимо особое внимание педагога - урок один на один. Учиться в шумном классе Ване сложно - он не может сконцентрироваться. Но на физкультуре и переменах мальчик играет вместе со сверстниками. Ради этого семья Вани переехала ближе к школе из другого района города.

Наталья Слабухина, мама Вани: "У нас был очень неудачный опыт дошкольного образования, и сами учились в общеобразовательной школе, я прекрасно понимаю, что это такое, если для нас коллектив даже в 20 человек плохо влияет на ребёнка".

Здесь каждый свободный уголок отведён для занятий с ребятами, имеющими ограниченные возможности. Условия задачи «Инклюзивное образование в школе» объясняет директор Людмила Дегтярёва. К усилиям педагогов по математике, русскому языку, литературе нужно прибавить работу логопеда, дефектолога, психологов. Умножить всё это на 365 дней в году и 11 учебных лет. Чтобы учить особых детей, педагоги сами садятся за парты.

Людмила Дегтярёва, директор школы: "Прежде всего, это психологическая подготовка, знание психологии возрастной, специальной психологии. Умение читать диагноз, умение читать поведение ребёнка. И мы проводим такую подготовку адресно, то есть мы приглашает в школу специалистов".

Зачастую природа, лишая ребёнка в одном, одаряет его ярким талантом в другом. Проблемы со слухом - зато ребёнок превосходно рисует, аутизм - зато в первом классе ученик знает наизусть Таблицу Менделеева. У таких детей всегда есть, чему поучиться - уверяют педагоги.

Марина Тихомирова, педагог высшей категории: "Хорошо, когда дети и родители всех ребят принимают таких детей, они чувствуют себя комфортно. Если родители принимают правила педагога, то, как правило, у ребёнка есть успех".

В сельской местности проблема инклюзивного образования острее. Таких школ нет в Северном, Убинском и Колыванском районах. Школа в Киике - повод для гордости и удачный пример. Занятия по принципу помоги друг другу. Здесь вместе со здоровыми ребятами учатся 35 учеников с ограниченными возможностями. У каждого из них есть помощник - одноклассник. В выигрыше от такого общения, считают учителя, остаются все.

Людмила Чистякова, учитель математики Киикской общеобразовательной школы: "Человек на планете живет не один. Если ребенок что-то не понял, не усвоил, ему помогает друг! Дети дублируют объяснение нового материала учителем. И так ребенок инклюзии проговаривает вместе с ним материал. Дети исправляют, помогают. Это хорошо, плюс для ребенка нормы, это как повторение, закрепление. А для ребенка инклюзии - это развитие".

Зачастую непреодолимой преградой для ребенка-инвалида на пути к знаниям и общению становятся ... банальные высокие ступеньки. Необходимы широкие дверные проёмы, тактильные указатели, оборудованные поручни и пандусы. Рекордную сумму - 6 миллиардов рублей - в этом году потратят на создание безбарьерной среды во всех школах страны. До конца следующего года в каждой пятой должны быть созданы все условия. В Новосибирской области поставили еще более амбициозную задачу - через два года инклюзивное образование должно стать доступным почти в половине школ региона. Есть еще и областная программа.

Дмитрий Метёлкин, заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области: "Фактически сейчас из 3 тысяч детей, которые нуждаются в обучение инклюзивно - помощь получают 2 тысячи 400 человек. Думаю, что в ближайшие 2 года все образовательные учреждения НСО могут выступать центрами инклюзивного образования, помогая и обеспечивая всем необходимым ребятишек".

Чаще всего, когда говорят о проблемах инклюзивного образования - имеют в виду как раз подготовку учителей и наличие специального оборудования. Есть преподаватели, желание, финансирование... Но это не все. Очень важно изменить среду - не только внешнюю, но и внутреннюю. Сейчас особых ребятишек не всегда принимают и сверстники, и их родители. Научить общество толерантности - еще одна задача проекта инклюзивного образования. И это деньгами не измерить. Ведь успешной социализация будет только тогда, когда, перешагнув за порог школы, ребёнок не будет чувствовать себя не таким как все.

читайте также