Исторические памятники Новосибирска под угрозой


В рамках "Интерры" эксперты обсуждали, каким должен быть город для жизни. Сошлись во мнении - он обязательно должен быть с историей. Корреспонденты "Вестей" уже давно наблюдают, как меняется Новосибирск и растут аппетиты и меркантильный настрой отдельных горожан. Они предлагает свои выводы.
16 сентября 2012, 15:14
Вести новосибирск

Анализируя перемены в облике Новосибирска, приходится с сожалением констатировать, что цельной, единой концепции формирования историко-архитектурного ландшафта города у нас так и не сложилось. Это касается и новых памятников. Вот наглядный пример: уникальный для России музейный объект - пролёт исторического моста, давшего жизнь Новониколаевску. Рядом планировали памятник отцам-основателям - Белелюбскому, Будагову, Тихомирову, Гарину-Михайловскому. Всё логично. Но почти внезапно появляется монументальный Александр Третий. Обоснование - по его указу начали строить Транссиб. Трудно поспорить. Тем более, что проект поддержал нынешний хозяин магистрали - российские железные дороги. Можно предположить, что он повлиял и на выбор персонажа. А нашим строителям моста, видимо, придётся подождать: дорого.

Содержание исторических построек - тоже дело затратное и хлопотное. Например, некоторое время назад муниципалитет планировал перенести деревянные особняки в парк "Городское начало" на набережной - мол, целее будут, а в центре освободятся дорогие земельные участки. Но общественность воспротивилась: памятники, "вырванные" из среды, теряют историческую ценность. Дом купца Сурикова на Урицкого так же решили перенести на новое место. Разобрали, вывезли венцы на какой-то склад, где они и сгинули. Теперь на месте памятника архитектуры - фешенебельное жильё.

В 2008 году на высшем уровне было принято решение отменить мораторий на приватизацию памятников истории и архитектуры. Надежда на собственника: если у государства не хватает средств и рук на весь фонд, за конкретными зданиями будут следить новые хозяева. Требования к ним строгие.

Александр Кошелев, руководитель Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области: "При приватизации по законодательству новый собственник подписывает с органом охраны памятников охранное обязательство, в котором зафиксированы все ограничения по его использованию, его обязательства по реставрации - в акте техсостояния прописаны те работы, которые он обязан провести и сроки выполнения этих работ".

Арендаторы и в самом деле не всегда готовы инвестировать в свой объект. Например, в этом доме на Коммунистической их несколько, есть даже торгово-строительная компания - но нельзя сказать, что фасад выглядит образцово.

Есть и обратные примеры - в реставрацию здания на Советской тогдашний арендатор вложил, по нашей информации, до ста миллионов рублей. Неудивительно, что ресторан, находящийся здесь, был выбран для дружеского обеда президентов России и Казахстана.

Охранное обязательство запрещает изменять фасад, оконные переплёты, планировку, обшивать здание сайдингом, устанавливать внешние кондиционеры. Но иногда даже с памятниками федерального значения собственники поступают слишком вольно. Это здание по непонятным причинам было приватизировано без подписания охранного обязательства. Как нам стало известно из открытых источников, по решению суда ремонтные работы прекратили, теперь государство добивается восстановления первоначального вида памятника.

И это - не единственный случай, когда вопросы возникают к самой процедуре приватизации. Особняк на улице Октябрьской был выкуплен многолетним арендатором, гомеопатической аптекой за сумму, едва превышающую 6 миллионов рублей. Столь скромная цена спровоцировала широкое обсуждение в экспертном и бизнес-сообществах.

"Вести" направили запрос в областной департамент имущества и земельных отношений и получили довольно сухой ответ. В нём подчёркивается, что приватизация произведена строго в соответствии с законодательством, а сумму определил независимый оценщик. Из общедоступных интервью главы департамента, Романа Шилохвостова, известно, что арендатор воспользовался преимущественным правом выкупа без конкурса. А из рыночной стоимости объекта исключили сумму инвестиций, которые арендатор вложил в реставрацию здания. В данном случае, двадцать миллионов рублей, и дом выглядит неплохо. Информации о ценах, уплаченных за другие приватизированные памятники департамент не предоставил, нет их и официальном сайте. Независимые эксперты тоже говорят о непрозрачности делопроизводства - ни названия фирм-оценщиков, ни их отчёты не публикуются.

Сергей Дьячков, руководитель консалтинговой компании: "Никто не видел этого отчёта, кроме тех людей, которые участвовали в этой сделке, я так понимаю. Ещё раз: если это народное имущество, которое уполномоченные чиновники продают по некоторой цене. Потом в некоторых комментариях они объясняют, что-де, цена была так сформирована - так вы покажите документ. И всё будет понятно, и массы вопросов удастся избежать".

Как стало известно "Вестям", в июне некто направил в прокуратуру области жалобу на действия Департамента имущества. На наш официальный запрос работники прокуратуры ответили - действительно, в начале августа с их стороны в арбитраж был предъявлен иск о признании сделки по Октябрьской 47 и земельного участка недействительной. А в конце августа Департамент исключил из своего первоначального приказа земельный участок, после чего прокуратура свой иск отозвала. Значит, цену самого дома в шесть миллионов с учётом вложенных арендатором инвестиций прокуратура сочла справедливой. Областной бюджет такая приватизация точно не пополнит - но, возможно за судьбу дома теперь можно не беспокоиться?

Кроме шумных скандалов, связанных собственно с приватизацией, в процессе использования памятников обнаруживаются другие подводные камни, своего рода "проверки на сознательность". Четыре года назад "Вести" рассказывали о том, что во время ремонта тротуара у здания новосибирской мэрии были обнаружены засыпанные подвалы с решётками-световодами - похожими на те, что некогда окружали Краеведческий музей. Но ранее о решётках никто не знал и в документах они не значились. Поэтому их спешно изъяли, а тротуар заложили плиткой - с глаз долой - из сердца вон.

Малозаметный, но яркий пример, когда арендаторы и собственники зданий памятников поступают согласно букве, но не духу закона, мы обнаружили в ДК Горького. Оконные переплёты должны соответствовать историческому профилю. Но пластиковые окна практичнее. В итоге - пластиковое окно украшает потрескавшаяся от времени деревяшка. Вроде, всё правильно, но выглядит глупо.

Новосибирск не может похвастаться богатым историческим ландшафтом: нужно сберечь то, что есть. Сегодня это как никогда зависит от предпринимателей, которые понимают - деньги, вложенные в памятник это лучшая инвестиция не только в историю города, но и в личную историю.

Кстати, на этой неделе новосибирская мэрия опубликовала данные о некоторых сделках. Муниципалитет смог выручить более 80 миллионов рублей на приватизационных аукционах. Большая часть этой суммы - за помещения под магазины. Одно из них обошлось покупателю в 30 миллионов рублей. А вот исторический памятник на Октябрьской, 47 достался его владельцу - за 6 миллионов. Ни в какое сравнение!

читайте также