Историки ищут возможность издать книгу по истории Мошковского района


Торжественно открыли целую аллею в честь 75-летия области и юбилея отдельного лесхоза в Мошковском районе. Потомки, наверное, будут помнить об этом. Ну уж наверняка те, кто интересуется историей.
21 октября 2012, 15:56
Вести новосибирск

Без обложки и переплета сотни бесценных альбомных страниц. Этот сборник Людмила Гореликова считает делом своей жизни. Материалы по истории Мошковского района собирала 12 лет. Мечтает издать, но до сих пор не может поставить точку.

Умревинский острог. Первое поселение русских. Форпост - оборонительное сооружение - поставили в 1703 году. Сегодня здесь жалкие остатки: фундаменты башен, несколько рядов стен. В 2000 году объект вроде бы начали восстанавливать, но тут же признали провальным. Историки сочли - зря. И вот новый исторический виток: за дело вновь взялись, но пока лишь энтузиасты.

Андрей Бородовский, кандидат исторических наук: "Вы не назовете в России ни одного места, где сохранилось бы в естественном виде природа, место без инноваций, которые произошли за 300 лет. Умревинскому острогу в этом смысле повезло".

Мотково. На страницах районной книги - самое старейшее село. Почти четыреста лет здесь живут люди. О первых поселенцах, правда, известно мало. Но, рассказывали старики, что обживали эти места "землеискатели", потом беглые крестьяне, трудовой люд. Работали на приисках, строили дома. Теперь все чаще бросают.

Любовь Екимовская, жительница с. Мотково: "Работают местные жители у нас в основном в Новосибирске, или по линии ездят в город. У нас работы нет, к сожалению, за столько лет мы пришли к такому состоянию".

Когда-то здесь было полтысячи дворов. Сельский клуб, средняя школа. Сегодня у села другая история. Дома все больше дачные. На месте клуба - пустырь. Чудом не закрыли школу. Здесь учатся лишь малыши. За старшеклассниками из соседней деревни приходит автобус. Из прошлого лишь дом попа двухвековой постройки.

Любовь Екимовская, жительница с. Мотково: "Если в подполье залезешь, там громадные, невероятных размеров бревна. Как это вручную сделать -просто немыслимо. И фундамент - большие камни, глыбы".

Семья Екимовских теперь на свой лад обустраивает бывшее "поповское" жилье. Сносить не думают. Уж очень память о прошлом села хозяйке дорога. Она учительница истории.

Успенка - не Мотково. Деревня сравнительно молода, ей чуть больше века. Но истории - на целую книгу. Речка Порос, остатки мельницы сибирского купца Жернакова. Сколько лет это дерево пролежало в воде, точно неизвестно, но явно очень много. Может, даже, и век. Это лиственница, раньше это дерево часто использовали в строительстве. От воды оно становится только прочнее.

Тамара Некрасова, директор Дубровинского культурно-досугового объединения: "Все окрестные села там молотили хлеб. Прибыль была купцу. И он не даром в 1910 году построил себе там дом".

В купеческом доме на берегу реки для крестьянских детей проводили вечера. Краеведам успели об этом рассказать старожилы. В годы войны он стал пристанищем фронтовиков-инвалидов. А позже - и вовсе его заселяли одни старики. Последний приют для престарелых. Сегодня у этих мест уже новая история. Купеческий дом скоро снесут. На землю у нынешних жителей есть планы. Плотину вряд ли полностью разберут. Но частями уже уничтожают.

С одним из деревьев связана Дубровинская легенда. Говорят, что его посадила княгиня Мария Волконская. Быль это или небыль, но дереву действительно, очень много лет. Спорный, но все же исторический факт. На страницах мошковской книги две версии об этом дереве. Мария Волконская, действительно, через эти места добиралась к мужу-декабристу в ссылку, в Сибирь. Но, по мнению историков, путешествовала княгиня то ли зимой, то ли поздней осенью. И значит, дерево не могла посадить. Но есть и еще одна версия.

Людмила Гореликова, сотрудник Мошковского краеведческого музея: "Вполне возможно, что посадила жена декабриста. Какая неизвестно. Но пусть. Если дубровинцам так нравится, ну пусть будет Мария Волконская на обратном пути следования".

Это лишь несколько страниц неизданной мошковской истории. Когда-нибудь, говорит Людмила Гореликова, книга все же выйдет в свет. Когда на это у районного музея появятся средства. Краеведы ждут помощи. А пока ее нет, в книге снова появляются новые страницы. Это история, и в ней невозможно поставить точку.

читайте также