• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ
ЮниКредит Банк

Корреспонденты "Вестей" собрали мнения экспертов о безопасности детей в современном мире

14 октября 2012, 12:34
В Новосибирске начали судить мать-убийцу. Она задушила свою трехлетнюю дочь. Кто поставит сегодня вердикт обществу? Почему нашим детям часто опасно находиться даже дома? Есть ли зоны спокойствия?

Опасности подстерегают детей на каждом шагу - улица, школа, Интернет. Невозможно всю жизнь водить за ручку свое чадо, контролировать каждый шаг и всегда следить за тем, что делает. Дети взрослеют и хотят все большей самостоятельности. Но как их защитить? Родители ищут зоны безопасности. И без того запуганные родители, стали еще больше бояться. Телевидение, газеты, Интернет наперебой рассказывают о чрезвычайных происшествиях с детьми. Сообщения - одно страшнее другого.

Ирина Катенева, доцент кафедры журналистики НГПУ: "Паническим родительским страхам есть несколько объяснений. Во-первых, поменялся статус родительства. Сейчас родителями становятся после 25 - это более осознанно. Во-вторых, жизнь изменилась, стала менее защищенной. Мы это видим благодаря средствам массовой информации. И в советское время все это было, просто так не педалировалось".

Общая картина ужаса действительности отражается в информационном потоке. Медиа-ресурсы в погоне за рекламодателями предлагают соответствующую информацию потребителю. Программы о криминале, шоу-бизнесе, желтая пресса. Для кого это? Для нас. Исследователи заклеймили всех, кому около 30, поколением "Жесть". Дети перестройки, свидетели разрушения большой страны, становления новой России, трех мощных финансовых кризисов 90-ых. Те кто вырос в период смены формаций 20 лет назад, в 90-ых получили свободу, но не получили инструкций, как пользоваться этой свободой. Не знаем сами - не можем научить детей, не можем защитить их от той же самой свободы других, для которых это понятие равносильно понятию безнаказанности.

Улица - безусловно, опасная территория. Когда мне было 10 лет, я была уже довольно самостоятельным человеком. Родители давали ключ от квартиры и я, как и мои сверстники, самостоятельно ходила в школу и на дополнительные занятия. Моему сыну тоже сегодня 10. От музыкальной школы, где он учится, до бассейна - три дома. И мне сегодня страшно отпускать его одного даже в этот непродолжительный путь.
Один из шокирующих случаев. Бойцовая собака напала на девятилетнего Егора в лифте. Мальчик сильно травмирован. Свою любимицу хозяйка не перестает защищать.

Инна, владелица собаки: "Уже были наговоры, что собака терроризирует весь подъезд. Ну, покусала. Я понимаю. Я не отрицаю своей вины".

Максимальное наказание для хозяйки собаки - административный штраф. Это ответ прокуратуры. Владелица собаки отказалась усыпить питомца и, как и прежде, гуляет с ней во дворе. Таков ее выбор. Свобода заключается в праве выбора, но следует помнить, что это подразумевает и ответственность за его последствия.

Если в бассейн я могу отвести сына за руку, в школу отвезти на машине, то ведь в школе на полдня он остается без моего присмотра. И здесь тоже не так спокойно, как хотелось бы. На 30 детей в классе один взрослый человек - учитель.

Ученица четвертого класса Катя пострадала от своего одноклассника. На перемене, практически на глазах у мамы и учительницы мальчик толкнул ее. Катя отделалась легким ушибом. Все, что грозит мальчику - воспитательная беседа с представителем полиции. Родители не посчитали нужным даже вникать в ситуацию. И для этого ребенка - это первый собственный опыт безнаказанности.

Катя Фатакова, ученица 4 класса: "Он балуется всегда на уроках, всех перебивает, даже старшеклассников, может даже кого-нибудь ударить. Всегда ему замечания делают, а это бесполезно, он продолжает и только сильнее".

Самый простой способ защиты, который находят родители сегодня - ограничения. Если раньше цензура была сверху - и тоже ради стабильности и спокойствия - теперь роль цензора взяли на себя мамы и папы. Не выпуская на улицу, можно быть спокойным. Отключив дома Интернет, можно не переживать о том, что чадо посетит ненужные сайты не наткнется на извращенцев, которые тоже пользуются Сетью свободно - в своем понимании. Сегодня, в век передовых технологий и свободного виртуального пространства социальные сети - один способов общения подрастающих детей. И здесь не меньше опасностей, чем в реальной жизни. Мой коллега Дмитрий Кондратьев провел эксперимент. На сайте знакомств создал анкету несовершеннолетнего ребенка. Результат эксперимента превзошел даже самые худшие ожидания. Как минимум 5 человек в течение суток, назначили 12-летней девочке интимное свидание с конкретными датой, временем и местом.

Вечный вопрос - что делать? Насколько можно оградить пространство ребенка в целях безопасности. И психологи, и социологи согласны, запретами и ограничениями мы ничего не добьемся.

Нелли Аникеева, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии НГПУ: "Чем больше запретов, тем больше вероятность, что мы растим неудачников. Этого нельзя, того нельзя - я не могу быть личностью. Это запреты на принятие собственного решения".

А истина, как всегда, рядом: не ограничивать, а воспитывать на своем примере добротой и вниманием. Создавать территории интеллекта и творчества - библиотеки, школы искусств, детские дома творчества. Они работают и сейчас.

Татьяна Красникова, начальник отдела городского абонемента Областной научной библиотеки: "Здесь нет алкоголя, здесь нет наркомании, нет ничего опасного. Это безопасная зона".

Так чего же мы боимся? Какого абстрактного общества пораженного жуткими социальными болезнями? Из чего состоит это общество? Из каждого из нас. Психологи, социологи, историки сегодня говорят о том, что мы переживаем трудности переходного периода. Поколение сейчас для себя определяет территорию свободы и одновременно закладывает основу для будущего своих детей, которым сегодня 10-12 лет. Это тот возраст, когда можно привить и жизненные ценности и направить в нужное русло энергию, интеллект, интерес и любопытство. Мы сегодня растим поколение с колоссальным потенциалом, который можно загубить запретами и ограничениями, а можно вырастить смелых, креативных, творческих людей, для которых понятия "свобода" и "ответственность" будут неразделимы.

Рано или поздно каждый ребенок становится взрослым, и неизбежно ему нужно давать свободу. Защитить - не значит ограничить. Научить правильно распорядится возможностями предоставленной свободы. Объяснить, что есть право выбора, но есть и ответственность. И это, пожалуй, единственный способ, обезопасить ребенка насколько это возможно.

Жанна Голенко



Loading...