Кто главный в самолете - пилот или автопилот? Как учат летать в Новосибирске


24 ноября 2013, 17:54
Вести новосибирск

Неделя началась с трагедии. В Казани разбился пассажирский самолет. Сразу же стала поступать информация о погибших - среди них оказались и наши земляки - молодые парни: кемеровчанин и уроженец посёлка Венгерово Новосибирской области.

Чуть позже стали говорить о причинах катастрофы. Сейчас следствие рассматривает пять: техническая неисправность, неблагоприятные метеоусловия, нарушения в работе наземных служб, некачественное топливо и - ошибка пилотов. Буквально накануне следователи изъяли документы в организации, где проходили переподготовку пилоты разбившегося Боинга.

Человеческий фактор - эти слова звучат после авиакатастроф, пожалуй, чаще других. Профессиональные пилоты парируют: да, так проще всего, но ведь никто не учитывает, что даже ошибка летчика может стать следствием проблем всей отрасли. Мы решили разобраться и своими глазами увидеть, как в авиационном городе Новосибирске пилоты учатся летать.

Владимир Астахов. Командир экипажа ИЛ-86. Летный стаж - 38 лет. 2 года как приземлился окончательно. Но в небо тянет по-прежнему.

Владимир Астахов, пилот 1 класса: "Курить и пить бросать враз нельзя - очень большой стресс. Так и здесь. Работа пилота - это тот же самый наркотик. И снижение нагрузок - это очень негативно воздействует на организм. Даже на физическом уровне. Я уж не говорю по сны о полетах".

Вспоминает работу на пределе в 2000-ом в Африке. Короткие взлетные полосы, адская жара, режим Каддафи. Наш пилот вывозил репатриантов из Ливии. Сибирского летчика тогда выбрали как самого опытного. Наши пилоты востребованы по всему миру. В России в лихие 90-е многие из них оказались не у дел.

Владимир Потапов, президент общественной организации "Фонд развития спортивной авиации", частный пилот: "Кого оставили - оставили самых опытных, самых подготовленных и, соответственно, людей в возрасте. Те, на кого не нужно было тратить деньги на переучивание. Но каждый год какая та часть уходит на пенсию, какая то часть списывается по состоянию здоровья, какая-то часть была переманена в зарубежные авиакомпании. Был случай, когда из Аэрофлота забрали сразу 9 экипажей. Лучшие ушли".

Учебный центр подготовки и сертификации авиаперсонала в Новосибирске, старейший в стране - работает с 39 года. Здесь повышают квалификацию штурманы, бортинженеры, стюардессы и пилоты на Илы, Тушки, Аны, Яки. Пилотов на Боинги и Аэрбасы готовят лишь в Москве и за границей. Комплексный тренажер самолета ТУ-154. Вообще-то он находится на консервации, и сегодня работает лишь для нашей съемочной группы. Нет потребности, практически все Тушки порезаны на металлолом. И авиацию коснулась мода на иномарки.

Владимир Потапов, президент общественной организации "Фонд развития спортивной авиации", частный пилот: "Вспомните, какая была компания против отечественной авиационной техники. Истерия была. Все у нас было плохое. Но это голословно. Если смотреть статистику, то самый опасный самолет в гражданской авиации - это Боинг 737".

Владимир Астахов, пилот 1 класса: "Тогда 4 самолета разрезали, новейших. Мы как раз готовимся к вылету и рулим, а его - автогеном. Как по сердцу. Я ребятам даже тогда сказал - как мы сейчас полетим, в каком состоянии".

Специалисты говорят - гражданская авиация возрождается и развивается. Авиакомпании то и дело сообщают о новых рейсах, закупленных самолетах. Но парадокс - желающих стать летчиками в разы меньше, чем в советские времена. Молодые пилоты понимают, что выйдя из стен летного училища, они отправятся в свободный полет. И не всегда - удачный.

Геннадий Никитин, начальник штаба учебного центра подготовки и сертификации авиационного персонала: "Летчики нужны, но раньше была единая система Аэрофлот, потом она распалась, и сейчас около 130 авиакомпаний частных. Каждый директор считает свои деньги, и выпускника летного училища нецелесообразно брать, потому что в него надо вкладывать очень много денег, чтобы он стал настоящим пилотом".

Владимир Астахов, пилот 1 класса: "Искусство пилота в том и заключается - чтобы он не просто мог действовать в сложных ситуациях, а предотвратить, за несколько шагов видеть развитие этой ситуации экстремальной",

Для этого пилот должен не просто знать метеосводку и инструкции, а - сам уметь спрогнозировать грозовой фронт, изучить свой самолет до винтика, чувствовать его, как себя. А вот этому сейчас летчиков не учат. Напротив, идут разговоры на тему "а зачем вообще пилотам, например, инженерное образование". Вот и поднимаются в небо не летчики, а операторы. Главный не пилот, а автопилот: основные решение принимает компьютер. Эксперты говорят: одна из возможных причин авиакатастрофы в Казани - на ручном управлении просто не справились.

Западные образцы не сказать, что плохи. Мы летаем на их самолетах, учим за рубежом летчиков... Единственное, что пока не впитали - международные стандарты авиационной безопасности. А они есть, и написаны на основе опыта самых безопасных авиакомпаний и стран. Свое потеряли - а нового не приобрели. Самое главное стало самым сложным. Требует времени, денег и силы воли. В том числе и на уровне государственной политики. И может быть тогда количество взлётов будет всегда равно количеству посадок. 

читайте также