История, экология, информатика - выбрать науку по вкусу мог каждый участник. В темах никаких ограничений. Главное - написать не просто доклад, а представить исследование. Кто-то изучал родословную своей семьи, кто-то писал программы для компьютера. Или изучал жизнь бабочек.
Разводить бабочек для юноши - не развлечение, а научный эксперимент. Он надеется в сибирских условиях вырастить тропическую красавицу. А вот эти четвероклассницы мечтают перестроить мир вокруг себя.
Карине Тадевосян, участница конференции: "Вот это школа настоящего, где находится свалка, гаражи, дома, дороги".
Валерия Дюрягина, участница конференции: "А это макет школы будущего, которая еще только на бумаге в нашем воображении. Дети не в силах изменить ситуацию, а взрослые вполне могли бы это сделать. Сделать нашу жизнь безопасной".
Школьницы уверены - свалке не место рядом с детьми, а гаражи надо убирать под землю. Искренность и нетривиальность - вот что отличает детские работы.
Константин Мазин, директор школы №52: "Пытливый детский ум зачастую подмечает то, что не видят маститые ученые, педагоги, родители, поэтому никогда этого делать не рано".
Первый шаг в науку можно делать без оглядки на возраст. И, как отмечают наставники, любой из конкурсных проектов - это небольшое, но все-таки научное исследование.
Лариса Аникина, главный специалист управления образования мэрии Новосибирска: "Я считаю, что уровень высокий, потому что исследования - это та часть, которую дети делают самостоятельно".
Больше ста школьников участвовали в конференции. Единицы из них увезли домой дипломы. Но победителями, по сути, стали все, кто смог сделать свой первый шаг в науку.