На что жалуются клиенты кредитных организаций нашего федерального округа?


Кредиторы и должники не могут жить друг без друга. Особенно, если речь идёт не о сотне до получки, а, например, о покупке квартиры. Потребительское кредитование опять на подъёме, увеличивается и количество конфликтных ситуаций. Как их решают в регионах?
21 июня 2011, 13:41
Вести новосибирск

Республика Хакасия

Роспотребнадзор Хакасии вышел в российские лидеры по количеству жалоб на банковские услуги. Второе место по стране. Но, как заявляют в самой службе Роспотребнадзора, это не значит, что в республике банков больше. Просто повысилась грамотность населения.

Клиенты банков чаще стали узнавать, в чём именно их обманывают. Как правило, это взимание комиссии за введение ссудного счёта. Хотя Президиум Высшего Арбитражного суда России ещё с 2009-го года говорит об обратном.

Вера Урмацких, начальник отдела Управления Роспотребнадзора по Хакасии: "Если обратиться к самому понятию "кредит" - я взял деньги, должен отдать эту сумму плюс начисленные проценты", т.е. проценты за пользование и никаких дополнительных услуг я у банка не хочу получать, они мне не нужны".

В Хакасии в службу Роспотребнадзора люди идут ещё и потому, что здесь действительно помогают. Это бесплатные консультации, подготовка проектов исковых заявлений, и заключений для суда. Есть и новая для республики юридическая схема помощи.

Вера Урмацких, начальник отдела Управления Роспотребнадзора по Хакасии: "Действия какого-то банка по включению условий ущемляющих права потребителей признаются незаконными. Такое решение вступает в законную силу и человеку не нужно будет уже в суде самому доказывать, что было такое нарушение, что это неправильно. Т.е. существенно упрощается процедура и принятия решения и доказывания".

Это метод в суде уже опробован, сейчас банк опротестовал решение. Но если оно всё же устоит и вступит в законную силу, то о самом банке и его незаконных действиях узнают все жители республики. Так как решение суда в обязательном порядке подлежит опубликованию в СМИ.

Томск

Банковская сфера в последнее время действительно достаточно оживилась и в первую очередь рынок потребительского кредитования. Банки снова всё больше и больше выдают кредитов, люди всё чаще и чаще пользуются.

Единственное отличие, что сейчас банки стали более ответственны и стали строже подходить к выбору своего заёмщика. Что касается непосредственно самих заёмщиков - здесь ситуация осталась на прежнем уровне, потому что люди зачастую не так внимательно относятся к тем документам, которые они подписывают в банке. Естественно потом возникает огромное количество жалоб.

Хотя ещё на уровне общения с сотрудником банка, зачастую можно выяснить всю интересующую, всю нужную для вас информацию, чтобы потом дело не доходило до судов.

Иркутская область

Комиссии, страховки, штрафы, пени, неустойки. Любой платеж, кроме открытого фиксированного процента по кредиту, по словам юристов, незаконен. Желающих вернуть его в Приангарье становится все больше.

Кредит в одном из крупнейших банков России Роман взял полгода назад. Через какое-то время заметил в договоре пункт о страховке. На немаленькую сумму.

Роман, житель Иркутска: "Непонятно, что страхует, какая компания. Я начал разбираться. И понял, что на самом деле это незаконно. Это навязано".

Теперь, чтобы вернуть деньги, Роман собирается идти в суд. Ежедневно туда с такими же просьбами обращаются десятки человек. Только в Ангарске за последний год иски выиграли почти 500 заемщиков. Банки выплатили им более миллиона рублей. Сейчас в каждом крупном городе региона созданы общественные организации, которые помогают заемщикам возвращать самые разные суммы.

Ольга Бартанова, юрист общественной организации: "В среднем, она, конечно, попадает под юрисдикцию мировых судей. То есть она до 50 тысяч. По ипотекам там больше. По ипотеке там может быть и 100, и 80, и 150 тысяч".

По словам юристов, вернуть комиссии можно по всем кредитам: потребительским, ипотечным, автозаймам. И во всех банках.

По статистике, добровольно сам банк редко возвращает комиссии. Но суд всегда на стороне заемщиков. Главное - правильно составить претензию.

читайте также