Новосибирск готовится отметить столетие фильмопроизводства


Многие ли работы современных кинематографистов могли бы войти в историю? У Российского кино во вторник профессиональный праздник, а Новосибирск готовится отметить столетие фильмопроизводства. Что поменялось в наших с вами запросах к кино и чем отзываются на них режиссеры?
31 августа 2013, 17:07
Вести новосибирск

Сквер перед оперным театром в Новосибирске. Скоро здесь появится памятный камень в напоминание о том, что на этом месте был первый, постоянно действующий театр - синематограф Новониколаевска.

Жители приходили смотреть любовные драмы с Верой Холодной, исторические ленты про Стеньку Разина, экранизацию классиков. В новом искусстве - как в литературе, драме - сразу определились вечные сюжеты, кочующие из мифов в библию, на страницы романов и на экран. Специалисты считают - вечных сюжетов в кино не больше 40.

Алексей Кожемякин, кинокритик: "Сюжет о Золушке самый востребованный и вечный в кино. Основной сюжет - это сюжет про Одиссея, который вышел из дома. Всю свою жизнь мы путешествуем, куда-то идем, к чему-то стремимся".

Век прошел, а что переменилось? Технические новинки перевернули кино - есть не просто звук - да еще и стерео, изображение в 3 - 4-Д , спецэффекты. Что же до содержания фильмов - тут все сложнее. Фильмов тысячи. Зарубежное и свое, российское кино, всех жанров, продюсерское, авторское. Кино на любой вкус и пристрастия. Казалось бы - смотри - не хочу. А все же - что хочу? Что выбрать, какие вкусовые ориентиры определяют для себя зрители начала 21 века?

Совсем недавно для большинства зрителей критерии хорошего и плохого кино определяли свыше. Государство полностью финансировало производство фильмов - тех, которые этому государству были нужны. И не всегда это были политические агитки о борьбе хорошего с еще более лучшим, появлялись и картины на все времена.

Сегодня министерство культуры оставляет за собой участок большого кинополя. Так, в прошлом году господдержку получили игровые, анимационные и документальные фильмы.

Алексей Кожемякин, кинокритик: "У нас до сих пор государственное финансирование документального кино дает возможность ему развиваться. Очень любопытно, очень ярко и в области художественной - не только прикладной". 

В 2013 году конкурс на господдержку выиграли и проекты игровых картин. Цифра скромная - 12 фильмов. В отборе ставку делали, видимо, чтобы не рисковать с новичками - на уже известные режиссерские имена - Иван Вырыпаев, Кирилл Серебренников, новосибирец Андрей Звягинцев и другие.

Нашим мастерам составить конкуренцию засилью масс кино непросто. У создателей мыльного экрана мощная материальная база и расчет на психологию.

Петр Дикарев, режиссер: "Когда говорим, что есть фильмы для массового зрителя - это жвачка своеобразная. Она разных жанров бывает - ужасы, особенно комедии. И это не плохо и не хорошо - это особенность - как перекусывать на ходу".

Не всем такой способ духовного питания приятен. Фастфуд - говорят - вреден. Кому-то хочется утолить эстетический голод - посмотреть новинки кино авторского, где к чувствам нужно подключать интеллект. Только в такой смычке - считает новосибирский режиссер Петр Дикарев - и можно оценить не просто игровое - художественное кино.

Петр Дикарев, режиссер: "Я могу такой катарсис вспомнить - фильм Жила-была одна баба. Потрясающая лента. Я не жил в то время - события 100-летней давности, России - некая сага. Это настолько драматическое произведение и ты веришь - бытовому, простому, всеохватывающему злу. Он душу переворачивает - его смотришь, и сердце слезами залито".

Как ни странно именно победители фестивалей, лучшие фильмы мирового кино зрителю массовому недоступны. Впрочем, новосибирцам в этом смысле легче. Кинотеатр Победа свою репертуарную политику строит на привлечении зрителя не одними блокбастерами и ужастиками. Чуть не каждую неделю фестивали разного кино

Олег Тофанюк, директор кинотеатра "Победа": "Это кино, которое в России, как правило, не прокатывается. И то, что мы привозим эти фильмы - они не закуплены в России, посмотреть их невозможно нигде - их нет в интернете, прокате, их не будет на ДВД. Это уникальная возможность, и мы пытаемся всеми силами их затащить сюда". 

А еще есть в Новосибирске лектории в кинотеатре Синема, Академгородке - словом, совсем без внимания серьезный кинематограф не остается. Еще проблема - на чем растет новое поколение российского и новосибирского зрителя? В прошлом году Минобразования издало топ-100 - список лучших российских фильмов, рекомендованных для просмотров на школьных факультативах. Критики сразу отметили - список должен меняться, варьироваться. Дополнить его можно местной продукцией. Новосибирску - как городу с долгими кинематографическими традициями - есть что предложить.

Алексей Кожемякин, кинокритик: "Есть хорошее документальное кино, найдется хорошее научно-популярное. Физика для малышей, например. Обучающая, развивающая составляющая в кино очень важна. Она формирует тот качественный подход к кино, который позволит не только техническое качество замечать".

Памятник первому синематографу в Новосибирске будет вот-вот. Интересно бы заглянуть в будущее через век, а появится ли памятник, например, знаменитому новосибирскому режиссеру? Или фильму, им созданному?

читайте также