Новосибирск посетило "Святое семейство" Рафаэля


Картина прилетела ночным рейсом из Екатеринбурга и пробудет в областном центре около двух месяцев. Почему ему потребовалась усиленная охрана — об этом далее.
16 марта 2011, 13:27
Вести новосибирск

В сопровождении двух экипажей вооружённой охраны во двор краеведческого музея въезжает "Святое семейство" - подлинник кисти Рафаэля Санти. Великого итальянского художника эпохи Возрождения. Ящик с бесценным шедевром откроют только днём. И только через 12 часов. Иначе, картина может потрескаться из-за перепада температур.

К приезду "Святого семейства" этот выставочный зал подготовили заранее: здесь попытались создать необходимую для картины влажную атмосферу. Вместо жалюзи тут висела штора, которую каждый день, в течение двух недель поливали водой.

Влажность воздуха - 50 процентов, температура - 22 градуса по Цельсию. Идеальные условия для экспонирования шедевра. В выставочном зале всегда светло. Но не от солнца. От специальных ламп.

Раиса Кипнис, начальник выставочного отдела Новосибирского государственного краеведческого музея: "Сделана дополнительная подсветка, сделана драпировка, затянуты окна. Мы хотим, чтобы ничто не отвлекало внимания наших посетителей, которые пришли посмотреть эту великолепную картину".

Возле ящика с картиной немало мужчин, но его открывают женщины - хранительницы шедевра. Такова музейная этика.

Елена Ильина, заместитель директора по научной работе Нижнетагильского музея изобразительных искусств: "Мы точно знаем, как надо - это, во-первых. Во-вторых, это слишком серьёзная вещь. Это 500 лет произведению. И мы знаем, что свои руки они подхватят его как младенца".

Работу Рафаэля Санти нашли в Нижнем Тагиле в начале 20-ого века. Мадонна с младенцем пылилась на чердаке господского дома семьи горнозаводчиков Демидовых. Позже картину итальянского художника исследовал известный знаток эпохи Возрождения - Игорь Грабарь. Он пришёл к выводу, что именно этот образец является так называемым протооригиналом. Всё остальное - репродукции. Затем подлинник передали в местный музей изобразительных искусств.

Осмотр картины после долгого путешествия, пожалуй, самая длительная процедура: музейные работники описывают каждую, даже самую мелкую трещинку. Посетители увидят работу Рафаэля в новом свете: перед поездкой в Новосибирск реставраторы нижнетагильского музея сняли часть лака в левом углу, с подушки младенца. Теперь подлинник более светлый и, по мнению, специалистов, заиграл яркими красками.

читайте также