Новосибирский трамвай отмечает дату своего рождения


Маршруты движения неторопливых, но уютных вагончиков в советские годы опоясывали весь город. Куда рельсы истории ведут трамвайчики сегодня?
27 ноября 2011, 15:16
Вести новосибирск

Ни окон, ни дверей и корпус из фанеры. Первый новосибирский трамвай сегодня можно увидеть только в музее, и только его макет. Движение открыли 1934-ом, под зиму - 26 ноября. Вот неизменный атрибут того времени - кирпич. Вместо печки.

Людмила Чиркова, директор музейного комплекса истории развития городского электротранспорта: "На конечных были костры, горели день и ночь. И костровые осуществляли такую благородную миссию - раскаленные кирпичи под ноги вагоновожатым. Соглашались на то, чтоб прожечь валенки, лишь бы согреть ноги".

Александр Харин - ровесник новосибирского трамвая, шутит - родился под стук колес. В 80-ые годы, когда мастером устроился в депо - электротранспорт был на пике своей популярности. Трамваи ходили через каждые три минуты - за интервалом следили строго. Бывало, работали и в ночь. Ежедневно на линию в Новосибирске выпускали четыре сотни вагонов.

Александр Харин, ветеран трамвайного движения в Новосибирске: "Приходилось цеплять по два, по три вагона, потому что промышленные гиганты, заводы, фабрики работали в три смены. Нужно было обеспечить тысячи человек - привезти на работу, с работы".

Ездили на рижских, вот таких - эти вагоны теперь уже тоже вошли в историю. Хотя несколько их сверстников до сих пор колесят по новосибирским дорогам.

Александр Штумпф, директор предприятия "Горэлектротранспорт": "Всем вагонам свыше 20-ти лет. За все это время было приобретено 7 новых вагонов".

На линии сегодня около сотни вагонов. Популярность трамвая упала, когда открыли метро. Пассажиров - битком - только там, где не ходит другой общественный транспорт. Да и выдерживать интервал движения 10-12 минут современным вагоновожатым сегодня сложно. На дорогах теперь слишком тесно. Трамваи тоже попадают в пробки.

Владимир Богомолов, водитель трамвая: "Машины до того нервы взвинчивают - вот буквально снимали - машина передо мной поворачивала - хоть бей его, хоть не бей".

Владимир Богомолов за контроллером без малого тридцать лет. Кстати, водит еще тот самый - рижский. Говорит, надежная техника, на другую бы не променял. Еще ни разу не подводила. Правда, бывает - недовольны пассажиры. В морозы в трамвае чуть теплее, чем на улице. Хотя под каждым креслом есть печка.

Впрочем, тепло и комфорт в трамвае - уже совсем не редкость. Здесь, например, с этим вообще нет проблем. Вагон, кстати, повидал многое, но "старика" не узнать. В Новосибирске научились модернизировать трамваи. Они буквально рождаются заново.

Антон Ноев, начальник производственно-технического отдела предприятия "Горэлектротранспорт": "Только рама осталась от него, все остальное - наружная обшивка, вот эти панели внутри, ну может быть стекла старые остались - все остальное новое".

Второе рождение уже отпраздновали двадцать два вагона. Это за последние семь лет. Не только внешний вид, еще и ощутимая экономия электроэнергии. Новые технологии эти расходы позволяют сократить втрое. Два, как новых, трамвая на городские маршруты выйдут в ближайшие дни. А в перспективе в Новосибирске появятся новые ветки скоростных трамваев. Ездят такие вагоны, правда, не быстрее нынешних. Но по особым транспортных коридорам - не пересекаясь с автодорогами. Ветеран Александр Семенович Харин мечтает, что и ему удастся еще прокатиться на таких. Зеленая улица и бархатный путь - это все, что нужно трамваю.

Александр Харин, ветеран трамвайного движения: "Транспорт, прежде всего электрический - экологически чистый. Пока ходят трамваи - живет город. Если не будет трамвая - исчезнет романтика, а без трамвая жить скучно".

читайте также