• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ

Новосибирцы отметили столетний юбилей маршара Александра Покрышкина

10 марта 2013, 15:34
Покрышкина не сразу приняли на летное отделение. Он выучился сам, дал вдохновение другим и изобрел новые приемы боя. "Вести" собрали истории тех, кто так или иначе попал под плодотворное влияние символа победы.

Артему сейчас 12. Он уже призер соревнований по авиамоделизму. Летом его должны допустить к полетам на настоящем планере. Маршал авиации Александр Покрышкин тоже в этом возрасте открыл для себя небо. Попал на аэродром и сразу решил стать пилотом. Ждать пришлось долго. Техническое училище, армия, авиационная школа и... "корочки" механика. Ему долго отказывали в переводе на лётное отделение.

Годовую программу гражданского пилота Покрышкин прошел втайне от своего начальства - во время отпуска зимой 1938 года, за 17 дней. А еще через год закончил летную школу с высшими оценками. 

Владимир Барсук, летчик-испытатель, директор СибНИА им С.А. Чаплыгина: "Очень многие вещи, которые сегодня мне приходится оценивать, решений которые приходится принимать - они близки по восприятию покрышкинским решениям, потому что я прошел тот же самый путь с точки зрения формирования как летчика".

Зимой 42-ого полк Александра Покрышкина был отозван с фронта для освоения нового типа американского истребителя. Во время тренировок на "Аэрокобре" летчик частенько критиковал советскую военную авиадоктрину. Командир полка Исаев такого своеволия не потерпел - сфабриковал против Покрышкина дело, обвинил в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам. Однако высшая инстанция оправдала Александра Ивановича.

Владимир Барсук, летчик-испытатель, директор СибНИА им С.А. Чаплыгина: "Отношений как таковых не было - Покрышкин находился на самом верху. А я - в самом низу той системы, которой руководил Покрышкин. Но, так или иначе, мне посчастливилось иметь отношение к этому великому легендарному человеку. Именно благодаря его системе мне удалось стать сначала спортивным летчиком, потом летчиком-инструктором и даже достичь должности летчика-испытателя". 

Покрышкин перевернул жизнь Сергея Захарова. Воздушные бои, описанные в книге "Небо войны", захватили его целиком. Он прочел автобиографию маршала в 1969ом, залпом. И признал - такую книгу мог написать только великий человек.

Сергей Захаров, президент фонда "Мемориальный комплекс маршала А.И. Покрышкина": "Меня в Александре Ивановиче трогает именно отношение его к жизни. Его гражданская позиция. Активнейшая гражданская позиция. и любовь - вот великая любовь к родному городу и любовь. К родине, к матери, к родному городу. Вот во всем любовь. Эта картина занимает самое главное место в нашем фонде. Почему? Потому что Мария Кузьминична. Повторяю - я с ним не общался. А с ней общался и ей портрет этот очень нравился. Потому что художник нарисовал Покрышкина таким, каким еще никто так не изображал- именно какой он был".

Покрышкин брал на себя самую трудную задачу - сбить лидера. Как он понял из опыта первых лет войны, подбить лидера значило деморализовать противника и заставить его вернуться на свой аэродром.

Сергей Захаров, президент фонда "Мемориальный комплекс маршала А.И. Покрышкина": "Это был настоящий ад. Приходилось на собственной крови учиться побеждать. Наука побеждать. И как ему это давалось - мы все знаем. Но он же победил - его заметили. Тактику заметили и приказали применять его тактику по всем фронтам. И именно тогда когда были страшнейшие бои на Кубани, где он получил две золотые звезды героя советского союза. Он прямо блестяще показал свою тактику. А надо понимать - Кубань была стратегический момент. И Гитлер стянул туда лучших летчиков-асов Люфтваффе. И тогда переломный момент свершился. И уже после 43 года, после битвы над Кубанью уже летчики немецкие никогда в небе не господствовали".

Новые тактические приёмы Покрышкина - прежде всего, "скоростные качели" и "кубанская этажерка", а еще - использование наземных радаров - принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.

Сергей Захаров, президент фонда "Мемориальный комплекс маршала А.И. Покрышкина": "Мы все-таки в Новосибирске находимся. И нужно понять ликование народа, когда в 44 трижды герой сов союза приехал в Новосибирск. Это было такое ликование".

Сергей Захаров, президент фонда "Мемориальный комплекс маршала А.И. Покрышкина": "Все ждали победы. Вот он - символ. Он тогда уже был символом победы. Представляете, как ему было тяжело - здесь родные близкие, мама, ликование. А потом опять в самолет и снова на фронт".

После войны Покрышкин вступил в конфликт с Василием Сталиным - отказался служить в ВВС Московского военного округа. В результате полковник Покрышкин, имевший в своём подчинении генералов, сам стал генерал-майором авиации только после смерти Сталина. 

Владимир Барсук, летчик-испытатель, директор СибНИА им С.А. Чаплыгина: "Создать такую структуру как ДОСААФ, руководить ею. Это же не просто скомандовал - все построились. Я - продукт его системы. Я начал летать в 11-12 лет. Сегодня такого лидера, как Покрышкин, очень не хватает".




Loading...