Новую лабораторию геномного редактирования открыли в Академгородке

В новосибирском Академгородке, в институте химической биологии и фундаментальной медицины, открыли новую лабораторию геномного редактирования. Новосибирские ученые на генетическом уровне ищут способ, как остановить болезнь в самом начале. Разрабатывают методики редактирования генов.
2 августа 2019, 17:28

В новой лаборатории геномного редактирования ученые ищут путь к долголетию. В наборе человеческих генов - а их более двадцати тысяч - ищут так называемых нарушителей. Вычисляют те, которые по каким-то причинам плохо работают, не справляются со своими функциями. К примеру, провоцируют развитие раковой опухоли.

- Ген, который либо вызывает заболевание, либо помогает раковой клетке выживать, - поясняет заведующий лабораторией геномного редактирования института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН Григорий Степанов.

Такие гены, говорят исследователи, из организма человека можно убирать. Выражаясь языком местных специалистов - отправлять в нокаут, отключать.

Редактирование человеческого генома - это все равно, что редактирование журналистской статьи: редактор отсекает неправильные фразы, и на выходе получается статья, полезная людям.

Редакторской ручкой для правки текстов ученому лаборатории геномного редактирования служат так называемые «молекулярные ножницы». С их-то помощью, генетики и учатся выявлять больные гены. Оперировать их, отсекать все ненужное, ремонтировать различные поломки, стирать с генов «записи о плохой наследственности», и даже записывать на них новую информацию, которая заставит человеческий организм самоисцелиться.

Если выбрать правильный ген, то мы можем эту клетку либо полностью убить, либо создать ей такие условия, при которых она не будет справляться с действием каких-то стандартных препаратов.

Идею редактирования человеческого генома называют революционной. Она должна перевернуть не только все существующие представления о лечении людей, но и о продолжительности человеческой жизни. На разработку новейших методик лаборатория геномного редактирования сегодня получила федеральный грант - пятнадцать миллионов рублей. Результаты исследований новосибирские ученые должны предоставить федеральному центру уже через два года.