Первый железнодорожный мост через Обь отмечает 120-летие


Свой день рождения отмечает тот, кому Новосибирск обязан своим происхождением. Первый железнодорожный мост через Обь. Героические и трагические страницы его истории вспомнил и наш корреспондент.
22 июля 2013, 11:46
Вести новосибирск

20 июля 1893 года был заложен первый камень в первую опору моста. Камень с углубленным изображением креста засыпали серебряными и золотыми монетами. Также в опору вмуровали манускрипт с именами инженеров-мостостроителей и простых рабочих. Эту дату принято считать символическим днём рождения посёлка Новониколаевский.

За право построить мост через Обь боролись купеческие элиты Томска и Колывани. Однако вопреки ожиданиям начальник участка Западно-Сибирской железной дороги Николай Гарин-Михайловский выбрал село Большое Кривощёково. Экономил государственные деньги. Русло реки в этом месте значительно сужалось - вместо возможных 4 миллионов строительство моста обошлось казне в 2 раза дешевле. Посёлок Новониколаевский стал сибирским Вавилоном. Сюда ехали рабочие со всей империи.

За качество строительства инженеры-путейцы поручились буквально своей головой. Они встали под одним из пролётов и пустили по рельсам 4 паровоза. С первым железнодорожным мостом связана и одна из самых трагических страниц в истории Обского судоходства. В 1921 году в его опору врезался пароход "Совнарком". Погибло более трехсот человек.

Евгений Антропов, руководитель отдела культурных программ Музея Новосибирска: "Предполагают, что капитан перепутал предупреждающие огни, висящие на опоре моста с фарватерными огнями, и направил судно на опору моста".

Этот пролёт - единственное, что осталось от первого железнодорожного моста через Обь. В начале 2000-х его разобрали, когда истёк срок эксплуатации металла. А где сейчас находятся оставшиеся металлоконструкции и сохранились ли они - ответ на этот вопрос историки, к сожалению, не дают.

читайте также