Проблема угона автомобилей становится все актуальнее для новосибирцев


Новосибирск на карте автоугонов стоит особняком. Их не становится меньше, здесь действуют банды, а находят лишь единицы похищенных авто. Владельцам каких машин стоит опасаться?
15 июля 2012, 13:37
Вести новосибирск

Угоны автомашин иногда попадают в объективы камер слежения. Вот на этих кадрах владелец немецкого внедорожника оставил его на мгновение у ворот коттеджа, отправился закрыть гараж. И этих секунд хватило преступнику. Он покинул свой наблюдательный пост, мигом прыгнул за руль заведенной машины и - ауфвидерзеен. Такие эпизоды отличаются запредельной дерзостью злоумышленников, общей анекдотичностью и, конечно, стоят особняком.

А вот повседневная хроника угонов - это сотни и тысячи строк сводок ГИБДД. В Новосибирске практически не бывает такого дня, чтобы кто-то не лишился авто.

Павел Головин, заместитель начальника отдела ДПС и розыска УГИБДД ГУ МВД по Новосибирской области: "По линии ГИБДД практически ежедневно имеются задержания транспортных средств, находящихся в угоне. Если говорить сухими цифрами, то у нас в принципе процентов на 20 мы больше сейчас задерживаем транспортных средств. И фактов угонов стало больше, но мы раскрываем больше".

Угон угону рознь. Сами сотрудники полиции четко выделяют три категории. Первая - это когда подростки вскрывают слабо защищенные, как правило, видавшие виды машины, берут их покататься. Потом или бросают, или, в худшем случае, разбивают или сжигают. В этой группе и статистика раскрываемости самая внушительная, обычно по горячим следам. Другая группа - средней руки иномарки. Почти все они оснащены сигнализацией с обратной связью. Но связь часто рвётся. У известной новосибирской спортсменки, чемпионки Европы по плаванию Ирины Уфимцевой эта Субару уже вторая машина. Первой была неновая Тойота Королла. В мае прошлого года, выйдя утром из подъезда, на парковке возле дома свой автомобиль девушка не обнаружила. Сигнализация не сработала. А машину в итоге так и не нашли.

Ирина Уфимцева, жительница Новосибирска: "Они откровенно дают понять, что если машину угнали, причем на тот период таких именно машин марок угнали очень много, что шансы крайне малы. В неформальной форме все, естественно. Всё процедуру они делают, но когда сам им задаешь подобные вопросы, они говорят, что особо не рассчитывайте на то, что машина может найтись".

Очень часто в таких случаях украденные машины идут на разбор, по деталям продать порой выгоднее. Вообще в Новосибирске случаются настоящие бумы угонов определенных марок. К примеру, Королла Ирины, как говорят, стала одной из жертв атомного ЧП в Фукусиме. Тогда на сибирском рынке возник острый дефицит запчастей для массовых японских машин. Наконец, третья, и самая проблемная группа, это угоны очень дорогих авто. В хронике ГИБДД они мелькают почти ежедневно. Эксперты объясняют это не только ценой и престижем. Популярные среди богатых сибиряков внедорожники, оказывается, довольно уязвимы.

Юрий Сизиков, эксперт автосервисной компании: "Поскольку есть спрос, они достаточно ликвидны на рынке. Во-вторых, они достаточно простые с точки зрения электроники. Они поэтому и пользуются на рынке спросом, благодаря своей надёжности в первую очередь. Престиж и в том числе надёжность. А надёжность достигается простотой".

В группе особого риска сегодня Лэндкрузер 200, Лексус 570, Тойота Камри последней модификации. Сотрудники полиции по ряду признаков отмечают, что сейчас в Новосибирске орудует организованная межрегиональная группа. Угоняют чётко и технично. Знают методы работы оперативников, обходят посты. Действуют гастрольными наскоками. Машины зачастую уходят за пределы региона и страны, в юго-западном направлении. Показатели раскрываемости здесь пока не радуют.

Алексей Величко, начальник отделения по линии краж автотранспорта УМВД по городу Новосибирску: "Возьмём, допустим, Лексус. Из десяти Лексусов примерно один реально находят и возвращают владельцам, хотя статистика вещь такая, и машина машине рознь".

Техническая защита машин - это постоянная битва инженеров и угонщиков. Коды сигнализации перехватывают грабберами. Механические устройства устраняют автономными резаками. Однако тут важен фактор времени. У экспертов совет один. Если машина дорога в прямом и переносном смыслах, противоугонные средства нужно применять в комплексе. В том числе и новинки. К примеру, популярность набирают маленькие потайные маячки. В пассивном режиме он ничем себя не выдает, а получив сигнал с мобильного телефона, присылает свои координаты.

Юрий Сизиков, эксперт автосервисной компании: "Как только возможность связи появляется у этой закладки, автомобиль же не будет всегда храниться под землёй там, в металлическом контейнере. Даже если когда в металлическом контейнере открываются двери, уже сигнал со спутника можно поймать, и этого достаточно, она уже посылку послала. Таким образом получаются координаты".

Впрочем, стопроцентной гарантии техника никогда не даст. Важна и бдительность владельца. Особенно там, где чаще всего угоняют. Это дворы домов или крупные супермаркеты. Настораживать должны незнакомцы, которые постоянно крутятся неподалёку, возможно, пытаясь перехватить частоту сигнализации. И любые мелкие неполадки.

Алексей Величко, начальник отделения по линии краж автотранспорта УМВД по городу Новосибирску: "Обращать внимание в первую очередь нужно на несработку сигнализации. Когда человек либо выходит, или подходит к машине , пытается ее закрыть и возникает какая-то проблема, нужно сразу же обращать на это внимание".

Несмотря на усердие сотрудников полиции, сфера угонов пока одна из самых горячих. Не обжечься может помочь и элементарный здравый смысл.

Алексей Сухоруков, вице-президент Федерации автовладельцев России: "Есть статистика, какие машины наиболее угоняемы. Самый простой вариант - не покупайте машину, которую чаще всего угоняют. Потому что бороться сейчас с этой организованной преступностью очень сложно, потому что она именно организованная. Там всё построено, всё расписано по ролям, там все всё знают. Поэтому лучше не попадаться, не попадать в поле зрения этих преступников".

Есть и другие, вроде, очевидные методы, на которых часто экономят.

Ирина Уфимцева, жительница Новосибирска: "Наверное, только страховка от угона. Единственное, что тебе могут выплатить деньги. Много случаев знаем, когда очень дорогие машины угоняют спокойно. Поэтому только страховка. Я, по крайней мере, в это верю".

А в целом проблему угонов, судя по всему, в обозримом будущем решить просто невозможно. Машин у нас становится всё больше. Но они всё ещё не только средство передвижения.

читайте также