Реинкарнация кукурузника. Модернизация Ан2 - вторая жизнь малой российской авиации


Инженеры уверены - энергии этого скромного рабочего пегаса хватит еще как минимум на 3 пятилетки.
2 октября 2011, 12:26
Вести новосибирск

На стоянке самолётов они припаркованы нос к носу. Один - символ уходящей эпохи. Второй, возможно, надежда малой российской авиации. Последний отечественный Ан-2 собрали ещё в СССР. Вернуть биплану молодость - модернизировать - решили в сибирском НИИ авиации. Профессионалы ценят его за надёжность и безопасность.
Владимир Барсук, директор СибНИА им. Чаплыгина, лётчик-испытатель: "Посадочная скорость этого самолёта составляет 50-70 км в час. В случае возникновения аварийной ситуации вероятность летального исхода при скорости столкновения 60 км в час очень низка".

В крушениях кукурузников - в этом году в России их было 4 - виновато некачественное топливо. Самолёт до сих пор используют в сельском хозяйстве. Из-за дороговизны авиационного бензина - его везут из-за рубежа - заправляют бипланы обычным, автомобильным топливом. Это категорически запрещено. Модернизированному кукурузнику бензин не нужен. У него теперь совершенно иной двигатель.

Григорий Анохин, заместитель директора СибНИА им. Чаплыгина: "Цель этой замены очень проста. Заключается в том, чтобы уйти от дорогостоящего бензина. Это связано с одной лишь экономической целью, потому что бензин в 5 раз дороже, чем керосин".

Вот эти приборы учёта выделены светло-жёлтым светом. Они от газотурбинного двигателя. Это тот самый агрегат, который делает полёты на этом самолёте дешевле на треть.

Но выгодно ли продлевать кукурузнику жизнь? Может, сделать ставку на иностранные самолёты, как предлагает Минтранс? Сравним супер Ан и Суперван. Подержанный газотурбинный двигатель для Ан-2 стоит 50 тысяч долларов, с винтом - ещё 13 тысяч. Таможенные пошлины - агрегаты купили в соединённых штатах Америки - ещё 15 тысяч долларов. Плюс сама работа. Итого 170 тысяч долларов. Иностранный самолет этого класса - подержанный американец Supervan 900 стоит минимум полтора миллиона долларов. И требует развитую наземную инфраструктуру. А с кукурузником справится всего один человек.

Модернизированный Ан-2 с нетерпением ждут в северных регионах . Для взлёта и посадки ему необходимо всего 150 метров ровной поверхности. Для районов, где нет полноценных аэродромов, куда не идут поезда - это просто спасение. Чтобы проект имел продолжение - экс полпред президента России Анатолий Квашнин остался жить в Новосибирске. Генерал армии отстаивает идею "супер ана" на самом верху. Он уверен - без кукурузника Сибирь быстро опустеет.

Анатолий Квашнин, полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе в 2004-2010гг.: "Я в 2004-ом пришёл полномочным представителем, было 20 миллионов. Сейчас 19 миллионов. Разница есть? Убыль Сибири. Нам сейчас важно восстановить межрегиональное сообщение внутри Сибири и Дальнего Востока и внутрирегиональное".

Почта и продукты питания, пассажирские перевозки и поисковые работы, орошение полей. Модернизированный биплан может взять на себя любую из этих функций. Впрочем, для Владимира Барсука важнее другое. Лётчик, который налетал более 7 тысяч часов, сам осознанно не пользуется услугами гражданской авиации. Говорит, это опаснее, чем испытывать новый самолёт. Хороших пилотов осталось мало. Экономичный кукурузник поможет исправить ситуацию. Это отличная тренировочная машина. Если полёты станут дешевле, курсантам авиационных училищ, возможно, добавят лётных часов. И большие самолёты будут реже падать.

Владимир Барсук, директор СибНИА им Чаплыгина, лётчик-испытатель: "Ведь если мы завтра закупим 100 или 150 маленьких иностранных самолётов, дальше что? Кто будет на них летать? Вот эти курсанты, которые выпустили из высшего авиационного училища гражданской авиации с налётом 80 часов и 170 на тренажёрах? Им сейчас на Боинг надо, на Эирбас. И на этом маленьком самолёте они точно так же поубиваются, как на тяжёлых самолётах".

Первое испытание новый кукурузник выдержал на отлично. Но впереди ещё 4 месяца полётов. Дальнейшую судьбу бипланов будут решать в Министерствах транспорта и обороны России.

В России сейчас свой век доживают примерно 2 тысячи таких самолётов. Но в Новосибирске в них могут вдохнуть новую жизнь. И, как говорят инженеры, хватит ещё лет на 10-15.

читайте также