Специалисты лесного хозяйства обсудили перспективы деятельности в сфере переработки древесины


Ущерб в стране от «черных лесорубов» за первые полгода 2017-го составил 4,5 миллиарда рублей. На эти деньги можно, например, построить несколько школ. Две трети незаконно вырубленного вывезено из сибирских лесов. Безусловно, больше всего – из Иркутской области, но и для нашего региона вопрос актуальный.
10 декабря 2017, 12:00
Вести новосибирск

Навести порядок в лесу раз и навсегда невозможно, это приходится делать постоянно – пересчитывать, уточнять, определять самозахваченные территории, сносить нелегальные постройки, заниматься лесовосстановлением. Отдельная тема – организация переработки древесины. Как выстроить всю эту огромную работу более эффективно, на этой неделе обсуждали в Новосибирске специалисты лесного хозяйства, приехавшие со всей страны.

В советские годы частные дома и целые дачные общества строили, не оформляя должным образом документы. Сегодня эти владения фактически оказались вне закона, по которому все эти постройки нужно сносить, а на их месте проводить рекультивацию и вновь выращивать лес. Однако добропорядочных владельцев земельных участков никто не обидит, говорят в «Рослесинфорге», напротив, дачникам помогут установить права собственности и оформить документы как полагается. А вот с владельцами самозахваченных лесных участков государство намерено решать вопросы через суд.

Игорь Мураев, директор ФГБУ «Рослесинфорг»: «Самое важное сегодня для государства – определить, где находится лесной фонд, разграничить его с близлежащими землями, населенными пунктами, землями промышленности. Государство должно иметь собственность. Четко должны быть определены границы, чтобы их никто не нарушал, чтобы никто не покушался на земли лесного фонда».

Александр Мартынюк, директор ВНИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства: «Новые технологии в лесоустройстве – сегодня это очень актуальный вопрос, потому что в силу обстоятельств лесного законодательства лесоустройство потеряло некоторые активы, некоторые преимущества и положительные вещи, которые были. Мы сильно отходим от «классики» и имеем достаточно разрозненный набор мероприятий лесоустройства, но главное – в последние годы из лесоустройства ушло лесное планирование и так и не родился экономический механизм».

Поэтому вторая важнейшая задача государства – усилить контроль за оборотом древесины. Десять лет назад «черные лесорубы» тысячами орудовали по всей территории России, пока не было принято решение ввести на территории страны абсолютно новую электронную систему контроля оборота леса под названием «Лес-ЕГАИС». Наблюдение за тем, как деловая древесина перемещается от лесосеки до конечной точки, то есть пункта переработки или таможенного поста, теперь ведется централизованно. Каждое срубленное дерево подлежит учету, каждая партия леса должна быть промаркирована, иметь свой порядковый номер и сопроводительный документ. Водитель должен предъявить документы на перевозимый лес по первому требованию инспекторов ГИБДД или на таможне. Отсутствие такого документа влечет за собой наказание – штраф или возбуждение уголовного дела. Система уже дала положительный эффект, но полностью браконьерские вырубки не остановила, поэтому сегодня разработали дополнительный механизм наблюдения – специальные электронные карты, сопровождающие каждый «КамАЗ», груженный лесом. Пробный проект внедрили в Иркутской области.

Владимир Гришин, начальник Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу: «Мы надеемся, что в 2018 году резко мы снизим объемы незаконного оборота древесины на территории Иркутской области и в целом федерального округа, потому что 80% самовольных рубок в СФО – это Иркутская область. Если мы значительно снизим там объемы, значит, мы снизим их везде».

Впрочем, для каждого региона – свои первоочередные задачи. В Иркутской области – пресечение «черных» вырубок, в Новосибирской – приумножение лесных массивов. Это одно из ключевых условий и для арендаторов.

Александр Дубовицкий, министр природных ресурсов и экологии Новосибирской области: «Примерно на две третьих территории мы будем планировать вовлечение в хозяйственный оборот – передачу их в аренду, – и одна третья – государственные автономные учреждения».

На этом демонстрационном столе – кипы бумаг: таким в недавнем прошлом был журнал лесника-таксатора, в обязанности которого входит контроль лесных насаждений. Раньше вместе с этим журналом лесник отправлялся в лес – обходя каждое дерево, измеряя его высоту и возраст, все данные он вручную записывал в этот журнал. Облегчить труд таксатора сегодня поможет специальный планшет, который не только сам запишет и обработает все данные, но и дистанционно передаст их из леса в компьютерную систему.

Специальная электронная программа есть и для потенциальных арендаторов на сайте «Рослесинфорга». Можно не выходя из дома узнать, какие леса в России предоставляются в аренду, какие участки уже заняты и кем. Цель – не просто сдать леса в аренду, но и регулировать и контролировать процесс, обеспечивать эффективное природопользование, защиту лесов от вредителей и пожаров, заниматься лесовосстановлением, стимулировать бизнес для создания новых высокотехнологичных мощностей по переработке леса. Древесина – важный ресурс, имеющий большое значение для социально-экономического развития и лесных регионов, и страны в целом, поэтому вопросами организации и планирования лесного хозяйства надо заниматься постоянно.

читайте также