Студия новосибирского телевидения отметила 57-летие


57 лет назад, в среду, в августе 57-го, в жизни новосибирцев наступил принципиально новый этап. Вышла в эфир первая передача местного телевидения. Впервые в эфире показывали земляков. Правда, увидеть их поначалу могли немногие. Полвека назад во всей стране было столько телевизоров, сколько сегодня в одной нашей области. Но и отношение было соответствующее. Дикторов НСТ встречали, как родных. Ждали каждый эфир. На просмотры программ собирались у телевизоров семьями. И сотрудники новосибирского телевидения отвечали взаимностью. Как расцветал местный эфир?
10 августа 2014, 12:06
Вести новосибирск

Пятьдесят семь лет назад вышла в эфир первая передача Новосибирского телевидения. Чуда в этом, конечно, уже не было. Чудом для многих были те, кто увидел своими глазами местное ТВ. Тогда на всю страну миллион телевизоров. Да и то, по большей части, в столичных городах Союза.

В пятьдесят седьмом году средняя заработная плата в СССР 750 — три или четыре пары туфель из кожи. А тогдашний массовый телевизор — не такой, предыдущего поколения — стоил девятьсот рублей. То есть, надо копить. Время послевоенное, все уже сыты, но промышленных товаров не хватало. А ТВ, что ТВ: примитивное. Так что выбор между игрушкой — телевизором — и возможностью обуться и приодеться, конечно, в пользу обыденного.

Но планы потребителей в СССР скорректировали. Нет, телевизор дешевле не стал. Телевидение стало интересней. На это были направлены решения правительства: рост материальной части, кадровый потенциал, творчество. Здесь — после первой тестовой передачи — и надо искать рождение новосибирского ТВ. В нем проявилась специфика города как молодого, растущего, с высоким интеллектуальным и образовательным потенциалом.

Это хорошо иллюстрирует Геннадий Пятков, долгое время работавший главным инженером телецентра. В конце пятидесятых он окончил алма-атинское училище связи. Бредил профессией, но про ТВ даже и не слышал. Все изменилось, когда в шестидесятом году поступил в институт.

Геннадий Пятков, ветеран новосибирского телевидения, главный инженер: «Когда я поступил в институт связи, там уже была кафедра телевидения. Я даже подрабатывал там студентом в лаборатории».

И это одно из главных отличий Новосибирского телевидения — изначально сильный кадровый состав инженеров. Но для успеха нужна не только техника, и те кто работают с ней. Нужны творческие люди. Не менее важный вопрос, что показывать.

Впрочем, Новосибирское телевидение еще долго не могло вызывать противоречивых чувств у конкурирующих за внимание аудитории структур, как эстрада, театр, кино, цирк и прочее. Своего-то телевизионщикам представить было по большей части нечего. Делать непонятно чем. Даже первые видеомагнитофоны не помогали. Монтаж на них был не возможен. Пытались даже при помощи ножниц, как в кино, магнитную пленку пластать. Но, не те это возможности, не те.

И тогда на помощь пришла кинопленка. И в этой теме новосибирскому телевидению повезло более иных региональных. В Новосибирске находилась студия кинохроники. И с пленкой телевизионщикам помогли работать и кадры поставляли.

В конце пятидесятых Анатолий Руднев только пришел работать на кинохронику. Диплом электромеханика, полученный в ремесленном училище, открыл дорогу в осветители. Далее путь лежал в ассистенты кинооператора. Но по настоящие возможности творческому человеку дало ТВ. Работы было много, не смотрели и на отсутствие образования. ВГИК окончил позже. Таков путь многих работников кинопрозводства для ТВ, позже его назвали «Новосибирсктелефильм». Самый мощный за Уралом. О здешних авторах, режиссерах и операторах до сих пор ходят легенды. В Казахстане то, как снял город Шевченко оператор Руднев, приняли за мастер-класс.

Анатолий Руднев, ветеран новосибирского ТВ, кинооператор: «Говорю, даваё залезем на 24-этажный небоскреб и сверху поснимаем. И мы сняли так, как никто из их операторов не снимал. А там сверху, красота — Каспий, голубизна такая, как Куба».

Не только документальные фильмы, но и художественные — снимали в Новосибирске. Так лента «Не потеряйте знамя» получил диплом третьего всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов. Кстати, в этом фильме снялся будущий известный журналист Алексей Самолетов, а тогда еще просто школьник.

На кинопленку делали не только документальные и художественные фильмы для эфира, но и передачи: детские, научные, военные, новостные, музыкальные. Как говорит монтажница Роза Спицина, все буквально на пальчиках.

Роза Спицына, ветеран Новосибирского телевидения, монтажница: «Самое трудное — монтировать балет. Конечно, очень трудно. И певцов. Это понятно. Артикуляцию трудно подбирать».

Впереди у новосибирского ТВ много славных дел и достижений. Но в общем, можно сказать, что идея качественного развития ТВ, принятая в конце пятидесятых, оказалась правильной. Уже в 59 году в стране было почти три миллиона телевизоров. Трехкратное увеличение за два года. Хотя благосостояние населения такими же темпами не росло. Но с тех пор — вся семья у телевизора — признак её благополучия.

читайте также