Откидывающая в сторону снег на расстояние до восьмидесяти метров шнекороторная установка, действительно чудо-техника. Но не потому, что это какая-то сверхсовременная разработка. Просто, проработав на перевалах тридцать лет, она до сих пор в строю. Снегоуборочные механизмы приводит в движение танковый двигатель, расположенный за кабиной автомобиля.
Владислав Сипкин, заместитель директора Таштыпского ДРСУ: "А их сейчас не выпускают, это двигатель танков Т-55, Т-54. Они давно с производства сняты. Двигатели разовые, ремонту не подлежат. У них количество отработанных мото-часов - и выкидываем".
Таштыпское ДРСУ в своём районе обслуживает триста километров дорог. Из них самые сложные на трассе между Хакасией и Тувой. Здесь шесть перевалов.
Александр Андронов, машинист грейдера: "Каждый день, без выходных. Снега очень много, ветра такие - передувает дорогу. Но ещё пока не было, чтобы её закрывали, ни на минуту не останавливали движение".
Дорожники не припомнят когда в последний раз в этих краях была такая обильно снежная зима. Осадки, начиная с ноября чуть ли не каждый день.
Такие сугробы на Абазинском перевале дело обычное, но для февраля или даже марта-месяца, когда уже всё, что могло выпасть за зиму, выпало плюс весенние обычно обильные снегопады, но для января это явление удивительное. А если считать по следам снегоуборочной техники насколько расширилась после её прохода трасса, то получается, что на три метра.
После рейса в обратную сторону дорога становится шире уже на шесть метров. Шнеко-роторную установку чудо-машиной называют ещё и потому, что она в Хакасии в единственном экземпляре. Танковый двигатель за кабиной автомобиля дорабатывает свой ресурс. И если мотор от снятого с производства Т-55 удастся найти, то машина сможет работать и дальше, разменяв на службе четвёртый десяток лет.