• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ
ЮниКредит Банк

В ближайшее время в России должен появиться единый учебник истории

7 июля 2013, 15:34
Российское историческое общество публикует список трудных вопросов отечественной истории для широкого обсуждения. А уже к ноябрю концепция единого учебника должна быть утверждена. Станет ли она поводом иначе посмотреть на историю Сибири?

Каким может быть отношение к истории своей страны? Патриотичным - как минимум, неоднозначным - у неравнодушных. Споры о трудностях трактования не остановить. Но все же знаменатель должен быть один. С предложением "переписать историю" в феврале этого года выступил президент России Владимир Путин. Стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции. И, конечно, нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур.

Сложная ли задача? Да. Гуманитарные науки подразумевают вариативное описание тех или иных событий. Чтобы найти основной стержень - объединились лучшие специалисты страны - уважаемые доктора исторических наук, ректоры и деканы ведущих вузов, учителя истории и общественные деятели. Сибирские историки в основную рабочую группу не вошли, но в дискуссиях участвуют. Профессор Михаил Шиловский с интересом следит за ходом обсуждения. Настаивает: единая концепция нужна еще и по политическим соображениям.

Михаил Шиловский, доктор исторических наук, профессор НГУ: "Наличие таких стандартов мне представляется вполне возможным, вполне нужным и необходимым, мы должны четко представлять, что наше подрастающие поколение должно на выходе знать".

Все трудности истории государства российского в едином списке, выставленном для широкого обсуждения. Оценка деятельности Сталина, Ивана Грозного, Хрущева и Ельцина. Причины и последствия реформ Петра и Столыпина. Понимание многих из этих исторических вех важно и для Сибири. Взять, например, период присоединения Сибири - что это было? Завоевание, освобождение или добровольное вхождение в состав Российского государства? До сих пор у историков нет единого мнения на сей счет.

Михаил Шиловский, доктор исторических наук, профессор НГУ: "Собственно поход Ермака и разгром Кучума - это что, военная операция. Так сюда пришли не крестьяне, не ремесленники, сюда пришли вооруженные люди - казаки стрельцы".

Владимир Зверев, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории НГПУ: "Было и добровольное присоединение некоторых территорий, в некоторых случаях эта добровольность была вынужденная, в силу сложившихся обстоятельств. Властители тех или иных земель признавали без вооруженного сопротивления власть российского царя. Так что это была очень богатая и во многих случаях противоречивая история".

Точно так же по сей день историки спорят о значении Столыпинских реформ. Не будь их - так бы развивалась Сибирь?

Владимир Зверев, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории НГПУ: "Для нашего края Сибирского переселенческая кампания, безусловно, сыграла положительную роль, потому что население Сибири, ну смотря в каких границах брать, население увеличилось в два раза, в некоторых на треть".

Михаил Шиловский, доктор исторических наук, профессор НГУ: "То же самое, что наше правительство сделало в 91 году в рамках экономической реформы, оно сказало: нельзя брать собственность, вот ребята - возьмите и поделите то, что вам принадлежит. Пусть бездельники и пьяницы бросят свою землю и продадут вам за бесценок, раз она у них в собственности, а сами идут в город создавать резервную армию рабочих".

В спорах региональные ученые воодушевились. Взялись за свой учебник. По истории Сибири.

Владимир Зверев, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории НГПУ: "Будет разработано, надеюсь с нашим участием, 18 сквозных тем по истории региона. В котором будут подключены всякого рода публикации документы, иллюстрации заданий".

Кстати, такой региональный подход вполне можно соотнести с требованиями к российским учебникам. Не перечислять имена, даты и события. А, с одной стороны, сформировать у школьников оценочное отношение к фактам истории, с другой - научить их самостоятельно искать информацию за пределами базового учебного пособия. Разработчики считают, что именно так у российских школьников сформируется четкая гражданская позиция.




Loading...