В Новосибирске завершился Сибирский театральный форум


В Новосибирске завершился Сибирский театральный форум
Театральный форум сибирский, но проблемы российские. Сотни человек не только о припудренном образе театра, но и задачах, которые важно решать без маски спорят на этой неделе в Новосибирске. Кому служит сегодня театр и почему беречь его нужно как хрустальную вазу?
3 марта 2013, 15:10
Вести новосибирск

Гастроли, спектакли, зарплаты. Разговор на сибирском театральном форуме не о "высоком", о насущном. Российские театры чаще жили "вопреки". Сегодня ситуацию пытаются переломить сообща.

Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей РФ: "Есть борьба с людьми, которые не понимают специфику нашего театрального дела. Им кажется, что эти деятели культуры все время просят деньги. Не денег нужно, а хочется, во-первых, чтобы вы нам не мешали, а во вторых, любой закон, который вы будете намечать - ну апробируйте, посмотрите, как он будет действовать, мы можем посоветовать - мы же хотим жить. В конце концов, мы можем доказывать свое право на жизнь своими спектаклями".

К слову на театрах большая ответственность. Российский Президент в своем послании говорит об особой роли культуры. То, что национальная идея нужна, и поддержать ее можно в том числе хорошими спектаклями, говорят не первый год. Есть даже концепция развития театрального дела до двадцатого года. Ее цель - не только сохранить достижения, но и преумножить. Правда, часто в регионах ни театралов, ни руководителей страны, похоже, не слышат.

Дмитрий Мозговой, заместитель председателя Союза театральных деятелей России: "Происходит подмена понятий, то есть в поручениях президента было прописано выделение грантов, например, на гастрольную деятельность или социальную поддержку. Есть такая тенденция - увидели, что в поручениях президента есть слово грант, и теперь обычное финансирование начали называть грантом, то есть финансирование в общем объеме не увеличилось".

А что Новосибирская область? Союз театральных деятелей изучил ситуацию на местах. Сделали вывод: без преувеличения, многое зависит от руководителей. Новосибирский губернатор - постоянный гость на премьерах. В третьем городе России по-другому и нельзя. На спектакли сибиряки ходят в среднем в два раза чаще, чем в других регионах. В Новосибирской области своя программа развития театрального дела: в ее рамках артисты получают служебное жилье, коллективы - региональные гранты. Театры ремонтируют. Оперный уже через это прошел, теперь музкомедии предстоит глобальная реконструкция.

Леонид Кипнис, директор Новосибирского театра музыкальной комедии: "Наш театр, как бы он с виду не казался симпатичным, но он самый не обустроенный музыкальный театр России. После того, как будет построен большой зал, снесут это здание, на его месте возведут тот самый театральный комплекс, без которого ни один театр не существует".

Еще пять театров планируют построить в ближайшие годы в нескольких районах области. Так что у зрителя выбор есть.

Зрителю закулисная борьба не видна, но, покупая билеты, а в Новосибирске они стоят в среднем 700 рублей, мы рассчитываем получить добротную пищу для ума и души, и думается, качество спектакля напрямую зависит от его финансирования. Посмотреть "Чайку" в классической постановке или авангардный вариант театра Современник. Обойдется ли билет на спектакль последнего в те же 700 рублей? Вряд ли. Фестивальные работы привозят в Новосибирск, наш зритель требователен, понятлив и залы заполнены. Но сегодня многие признают - такое искусство все же для избранных.

Наталья Ярославцева, министр культуры Новосибирской области: "Обменные гастроли сегодня - это дорогое удовольствие, они ложатся все только на плечи субъектов федерации, конечно, это очень трудно. Приглашение ведущих исполнительских коллективов страны, особенно тех, кто получил золотую маску - это всегда достаточно дорого для региона, конечно, нам бы хотелось, чтобы министерство культуры имело четкий план".

Снова деньги... Которые, кстати, театры сегодня считают самостоятельно. Быть автономным учреждением предписывает закон. Театр должен зарабатывать? Пока искусство в нашей стране живет за счет государства. Живет скромно, говорят на форуме в Новосибирске. Пример только по зарплатной статье. Официальные данные: жалованье актера - 24 тысячи рублей. Но это в среднем! И для артиста востребованного! Не трудно догадаться, что начинающий имеет гораздо меньше. В закулисных цехах довольствуются средними двенадцатью тысячами. Но желающих служить сцене все же много, взять хотя бы конкурс в театральный институт - 8 человек на место.

Олег Кухарев, заслуженный артист России (г.Кемерово): "Я-то считаю, что театр на сегодняшний день не только новосибирский, а вообще театр, обязан напоминать человеку, что он создание Божье, что есть замысел о нем, но это же сейчас практически не переводимая игра слов".

Так каким должен быть сегодня театр? Современным, креативным, самостоятельным, надеющимся на государство? Формирующим наш вкус? Безусловно. И всегда в жизни - будет место театру. И сомнению. Как у Станиславского.

Алла Шендерова, театральный критик (г.Москва): "Театр, безусловно, должен воспитывать зрителя и не опускаться до его уровня, а тянуть его за собой, с одной стороны, с другой стороны он должен быть осведомлен, что происходит за его стенами, что происходит в жизни, что интересует людей, что интересует новое поколение".

Отдохнуть, развлечься, подумать о "вечном". Каждый из нас идет в театр по разным причинам. Но после того как закрывают кулисы, всех объединяет одно - впечатление. Испортить его и потерять зрителя легко... В том шоу, что разворачивается сейчас вокруг самого театра, важно ведь кто победит - Талия или Мельпомена. От того, в каком жанре рассуждать об искусстве отчасти и зависит его судьба.

читайте также