В Новосибирской области становится больше случаев подросткового суицида


"Всегда ожидай, но не бойся смерти, то и другое — истинные черты мудрости" - высказывание Святителя Иоанна Златоуста. Подходит ли оно для определения духа следующего материала нашей программы? "Вести" проанализировали печальную статистику добровольного ухода из жизни. Желающих с ней распрощаться все больше. Почему?
9 июня 2013, 15:38
Вести новосибирск

Небольшой провинциальный городок в одном из районов области. Типовая школа. Больше сотни учеников. В один из дней здесь получили новость, которая потрясла всех - 14-ти летняя девочка-подросток, ученица 7-го класса покончила собой. Эту трагедию в городке почти не обсуждали. Если и говорили, то только шепотом. Даже взрослых шокировало то, как сильно школьница желала умереть.

Евгений Александров, психотерапевт: "Удавиться буквально стоя на коленках, как эта девочка сделала вообще? Это же надо хотеть умереть, извините".

Причины страшного поступка никому не известны. Ни прощального слова, ни записки. Учителям, родным и сверстникам остается только гадать. А вот психотерапевта Евгения Александрова такой трагический сценарий, кажется, не удивляет. Подростковый суицид теперь, как бы страшно это не звучало, явление нередкое и предсказуемое.

Евгений Александров, психотерапевт: "Как показывает практика, такие подростки где-то за полгода, за месяц они обязательно говорят, но их никто не слышит. И собственно говоря, эти дети-подростки погибают, что их никто не слышит, с ними никто не говорит".

За последних два года в России более 2,5 тысяч юных попытались уйти из жизни. В 2012-ом - 730 покончили с собой. Об этом с ссылкой на следственный комитет сообщает интернет-издание PublicPost. Десятки суицидов ежегодно происходят и в Новосибирской области. Официальной статистики никто не ведет.

Проблемы в семье, со сверстниками. "Не любят", "не понимают", и "не хотят понимать". Не такой как все, Аня почувствовала себя в 15.

Аня: "Начала носить черное, волосы в черное покрасила, тени - макияж все время делала черные, ногти черные, все черное".

Новый мрачный имидж, рассказывает Аня, шокировал родных. Мама не понимала, Аня сопротивлялась - все глубже уходила в себя, и в Интернет. Единомышленников нашла на форумах, где все обсуждали смерть.

Аня: "Я не знаю, я такой человек, что не понимаю, кем я должна быть и кем я должна стать. Просто тогда меня это очень сильно угнетало. Я поэтому и не хотела жить - что я буду делать, кем я стану, как мне быть. Вот это меня очень сильно мучило".

Сотни и даже тысячи сайтов. Десятки открытых, но чаще закрытых групп в социальных сетях для тех, кто хочет умереть и ищет, как это сделать. Онлайн, в основном, пользователи от 11 до 15 лет. Тема смерти - как запретный плод. Взрослые об этом не говорят, а подросткам хочется знать.

Евгений Александров, психотерапевт: "Эти сайты закрывающиеся, и вновь появляющиеся манят, и манят. Эта тема завораживает и притягивает, потому что это табуированная тема, закрытая, никто про нее не говорит и своей неизвестностью, тайной она и затягивает".

Новый микрорайон Новосибирска - высотные дома, открытые балконы, незапертые подъезды. Этой зимой две девочки-школьницы зашли в крайний подъезд. Поднялись на 14 этаж и шагнули вниз. Почти незнакомы, жили в разных районах, их компании пересекались лишь иногда. Одной 14, другой 17. К суициду готовились - открыто заявляли в соцсетях, личных дневниках. Родные не читали, друзья не придали значения, когда еще девочек можно было остановить.

Евгений Александров, психотерапевт: "Мы как скорая помощь - что-то случилось и мы только так сможем работать, к сожалению. Реальность такова, что мы не можем подготовить на район два0три психолога клинических. Их нету просто. Да, мы будем приглашать и школьных психологов, обучать их просто. Но это тоже их волонтерское, кто за это будет платить? Никто".

Новосибирские психотерапевты- уже к осенью планируют создать волонтерское движение. Разговоры с подростками по душам. О проблемах. Жизни и смерти. То, о чем -говорят далеко не в каждой семье. Хотя- такая малость -способна спасти- от большого горя. Но, пока -сильнее -страх. Суицид семиклассницы- в сельской школе, который взрослые так боялись обсуждать- едва не спровоцировал цепочку трагедий.

Евгений Александров, психотерапевт: "Взрослые боятся об этом говорить, учителя тоже. Дети вдруг понимают, что они получают козырный козырь - "ты мне сейчас двойку поставишь, я пойду что-то сделаю с собой" и видят страх в глазах учителя. А раз он сказал, а тот услышал, значит что это обязательство какое-то".

Однажды Аня перестала покупать черные вещи и наносить мрачный макияж. Говорит, устала от депрессий и захотела жить. О смерти говорит довольно открыто.

Аня: "Я смерти не боюсь, я к этому готова. Я верю в то, что мы живем не один раз. Просто каждая жизнь предназначена для получения какого-то конкретного опыта. Поэтому нужно брать уроки, которые тебе жизнь предоставляет. Не сопротивляться этому. Как говорится, согласного судьба ведет, а несогласного тащит. Нужно идти по своей судьбе. Но я не стремлюсь умереть. Зачем? Куда торопиться - жизнь так прекрасна".

читайте также