• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ

В России вступили в силу ограничения на продажу алкоголя

8 июля 2012, 15:10
Пить - теперь и дороже, и негде. Уже неделю в нашей стране работают новые правила продажи алкоголя. Стоит ли ждать эффекта?

"Давай накатим", говорят некоторые люди, поднимая очередную рюмку. Первого июля "накатили" на самих любителей алкоголя, а также на производителей и продавцов. Не по отдельному сегменту, а широким фронтом. Повысили минимальную стоимость бутылки водки. Сразу на треть - до 128-ми рублей.

Борис Соловьев, заместитель генерального директора ГК "Алор": "Россияне пить меньше не станут ни при каких условиях, даже если минимальная цена за бутылку водки составит 250 или даже 500 рублей".

Это уже не первое повышение цен. И каждый раз комментарии экспертов одни и те же. Ни потребители, ни продавцы не воспринимают дату повышения как важную веху, некий водораздел - или водко-раздел - после которого всё будет по-другому.

Александр Агеев, директор по корпоративному управлению торговой компании: "Все подорожания, которые происходили, они достаточно плавные, не в 2 раза, не в 3, никак не отражаются на спросе. Никто заранее продукцию не берёт. Есть некоторое затоваривание на оптовых складах, заранее производители делают запасы, потому что возрастающий акциз позволяет им чуть больше заработать".

Сергей Марков, политолог, проректор РЭУ им. Плеханова, член Общественной палаты РФ: "В советские времена, например, буханка хлеба стоила 20 копеек, а сейчас она стоит 20 рублей - в 100 раз больше. Бутылка водки стоила 4 рубля, а сейчас 100 рублей - здесь разница всего лишь в 25 раз. Все продукты увеличили свою стоимость примерно в 100 раз, а бутылка водки нет. Это происходит из-за засилья алкогольных баронов, которые своим водочным лобби просто душат и шантажируют страну. Поэтому можно сказать, что акцизы повышают правильно, но очень мало. По сути дела водочное лобби саботирует повышение цен на акцизы".

Проблема не только в том, что именно пьют россияне. Они просто пьют. По данным социологов, три четверти жителей страны хотя бы изредка употребляют алкоголь.

Григорий Бриг, содиректор независимого аналитического агентства "Инвесткафе": "Если цена на водку поднимется, то россияне, несомненно, станут меньше пить, но возможно лишь водки. Потребление переключится в другие сегменты, в том числе на вина и слабоалкогольные напитки. Повышение акцизов также подстегнет и теневой бизнес, так как заниматься им будет выгоднее".

Тем, кто отказывается от "горькой" в пользу более легких напитков, тоже не обещают сладкой жизни.

Пить пиво запретили почти везде кроме квартир и заведений общественного питания. Правда, чтобы начать штрафовать нарушителей, нужно еще внести поправки в административный кодекс.

Андрей Юткин, начальник центра по исполнению административного законодательства УМВД России по Новосибирску: "Вот у меня из окна видно детскую площадку. Там пьют пиво. Но пока мы не можем применить никаких административных воздействий".

А вот ограничение мест продажи пива уже должно действовать. Хмельным напитком запретили торговать на рынках, автозаправках, культурных, спортивных, медицинских учреждениях и на остановках общественного транспорта.

Пиво с витрин убрали далеко не во всех ларьках. Где-то его прикрыли занавесками, а где-то даже не пытаются спрятать. И эти бутылки стоят вовсе не для красоты.

Предпринимателям давали год на смену ассортимента. Сторонники ограничений с нетерпением ждали вступления их в силу. Сегодня антиалкогольная общественность недоумевает - почему нарушителей не наказывают.

Денис Дудин, член общественной организации "Трезвый город": "Штрафы, которые можно брать - до 40 тысяч рублей. Если пару организаций оштрафовать, многие не захотят нарываться и сами уйдут с рынка".

Запрет касается только восьмисот торговых точек на остановках общественного транспорта. А с начала следующего года пиво должно исчезнуть из всех киосков. Его будут продавать только в магазинах. Но потребители вряд ли почувствуют себя ущемленными. Стационарных объектов в городе предостаточно.

Татьяна Болаболова, заместитель начальника Управления потребительского рынка мэрии Новосибирска: "Города Сибири, и Новосибирск в первую очередь, впереди планеты всей. Если в Москве на 100 тысяч жителей приходится 3,5 объекта, то в Новосибирске было 18. Это на начало года. А к середине года мы уже приблизились к 25 единицам".

Гайки обещают закручивать и дальше. Очередной поворот - в начале следующего года. Все меры в этой сфере оправдывают целями - сделать рынок прозрачнее, продукцию качественнее, уменьшить потребление спиртного. Но как этого добиться, если многие ограничения можно обойти благодаря недоработкам в законах или словно нарочно оставленным лазейкам? Или, чувствуя безнаказанность, вообще не обращать внимания на запреты.

Алексей Митрофанов, депутат ГосДумы РФ: "Если бы государство проводило настоящую антиалкогольную кампанию, люди боялись бы пить. А так все это формальные меры".

Кирилл Полиенко



Loading...