«Вести» узнали, как начала работу в Новосибирске система «сетевых» поездок в транспорте

22 июля 2018, 09:00
На этой неделе в городе тестировали новую систему оплаты проезда в общественном транспорте. Идея сетевых поездок не нова – в Москве её уже применяют. Удобно: платишь, по сути, за время, проведенное в пути, а пересадок из вагона метро на троллейбус или наоборот делать можно несколько. Теперь такую же схему решили опробовать и у нас. Что вышло из эксперимента?

Ольга Омелаенко, корреспондент: «Сетевая поездка – новое совместное предложение муниципальных перевозчиков – Горэлектротранспорта и метрополитена. Предложение, безусловно, выгодное: пассажир при пересадке с одного вида транспорта на другой может экономить от половины до полной стоимости второй поездки. Но у сервиса есть ряд важных условий. Попробуем их выполнить».

Условие первое: прежде чем сэкономить, нужно потратить – купить новую транспортную онлайн-карту за 150 рублей. Часть суммы сразу вносят на счет, цена самой карты – 85 рублей. При активном пользовании окупится за 2-3 дня. Что делать дальше, чтобы активировать сетевую поездку? На этот счет инструкций нет. Советуемся с контролером – и не зря: оказывается, попасть в метро с онлайн-картами можно не через все турникеты, а только через те, где есть специальная пометка «Онлайн-карта».

Спускаемся в подземку, на выходе пытаемся проверить остаток денег. Снова сюрприз: специальные устройства на станциях новую карту не видят. Принципиальное отличие этого платежного средства от карт старого образца в том, что это не компактный пластиковый кошелек, а электронный ключ к счету. Отслеживать состояние счета можно только через мобильное приложение, скачивать его некогда – спешим на землю. Чтобы сделать пересадку и получить скидку на вторую поездку, весь маршрут должен занять не больше часа, но выбор вариантов стыковок с метро пока небогат – только 29 маршрут троллейбуса (он идет с Чемского на площадь Калинина).

Роман Дронов, руководитель Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска: «Цель преследуется не только пересадить пассажира на метро, но и снизить нагрузку на ГЭТ. Для чего у нас снизу идет метро, а сверху – троллейбус? Это будет экономия подвижного состава и разгрузка улично-дорожной сети».

На этом участке два муниципальных перевозчика – метро и троллейбус – сейчас, по сути, конкурируют, а будут друг друга выгодно дополнять. Вот только наша попытка получить выгоду от такой пересадки оказалась неудачной. На чеке указано, что сетевую поездку мы активировали только при посадке в троллейбус. В метро турникеты чеков не дают и доказать, что у нас было право на скидку, нечем. Да и кондуктор к разговору о новом сервисе не готов.

Александр Гришин, руководитель дирекции платежной системы «Транспортные и социальные карты»: «Первый день всегда показывает нюансы – это пилот, для того он и запускается, чтобы отточить все нюансы. Да, действительно, небольшие сбои были, но сейчас они устранены».

Делаем еще одну попытку сэкономить. При пересадке с любого троллейбуса на троллейбус и трамвай и наоборот вторая поездка должна быть бесплатной. На этот раз мы скидку получили! На чеке зафиксировано: «Совершена сетевая поездка, сумма скидки 18 рублей», то есть за вторую поездку мы ничего не заплатили.

В первый день эксперимента новосибирцы купили 65 новых транспортных онлайн-карт, по которым совершили больше сотни сетевых поездок. С будущего года сервис расширят за счет увеличения стыковочных маршрутов с метро. Но такими развитыми, удобными и выгодными, как в Москве, сетевые поездки в Новосибирске не будут, признали сегодня представители мэрии. В столице большую часть рынка внутригородских перевозок занимают муниципальные предприятия – это упрощает расчеты. В Новосибирске рынок наземных перевозок в свое время был отдан на откуп частным компаниям. Входить в эксперимент и даже просто принимать к оплате новые транспортные онлайн-карты – а значит, и покупать новые платежные терминалы в автобусы – частники не готовы. После долгих убедительных просьб мэрия решила применить административный ресурс.

Роман Дронов, руководитель Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска: «В ближайшей перспективе мы перестанем выпускать «Карты школьника» в формате ЕТК – «Карта школьника» тоже станет в формате ЕТК-онлайн. Уже вручены уведомительные письма о том, что нужно начать замену оборудования на своем подвижном составе, чтобы принимать все виды карт, в том числе карты нового формата».

Но заставить частных перевозчиков работать по правилам сетевых поездок уже не получится. Поощрять пересадки они начнут, только если поймут, что им это тоже выгодно, или увидят, что пассажиры в погоне за сетевой экономией уходят в муниципальный транспорт. Главная цель нововведения – именно такая. Удается ли ее достичь? Первые выводы будут делать в конце года.