Врач и ученый от Бога, чьим именем не названа ни одна улица Новосибирска


8 июня - день рождения новосибирского института имени Мешалкина. Десятилетиями здесь проводят сложнейшие операции. Руки врачей спасли не одну жизнь.
9 июня 2011, 12:33
Вести новосибирск

Этого могло не быть, если бы отец-основатель полвека назад уехал. Однако он выбрал Новосибирск. Готов ли город вернуть ему долг?

Этого человека даже в бронзе сложно представить без белого халата. Евгений Мешалкин не просто врач и ученый от Бога, тысячи пациентов, чье сердце он держал в своих руках, буквально молились на него. Многие операции Мешалкин проводил первым не только в Сибири, но и в стране.

Евгений Николаевич Мешалкин - основатель института патологии кровообращения в Новосибирске, кардиохирург. За диагностику и лечение пороков сердца удостоен Ленинской премии.

Гордость Мешалкина - разработанный им метод операций на "сухом" сердце без искусственного кровообращения. Он дал хирургам главное - время. Раньше без последствий для мозга и других органов сердце можно было останавливать лишь на 5 минут.

Сегодня операции на открытом сердце могут длиться полтора часа. Изобретение Мешалкина спасло десятки тысяч жизней.

Александр Караськов, директор Научно-исследовательского института патологии кровообращения имени Е.Н.Мешалкина: "Мешалкин - это эпоха. Если бы он не стал кардиохирургом, он бы стал космонавтом и, наверное, 10 раз слетал в космос".

Еще он мог уехать из Новосибирска. Не нашел общего языка с Лаврентьевым. Для возглавляемого Мешалкиным института экспериментальной биологии уже построили здание в Академгородке. Но основатель научного центра упрекнул молодого коллегу в увлеченности кардиохирургией. Мешалкин не уступил. В итоге в готовое здание въехал институт математики.

А Мешалкин добился строительства нового института уже за пределами научного центра и в подчинении Минздрава.

Елена Литасова, почетный директор НИИПК имени Е.Н. Мешалкина, вдова Евгения Мешалкина: "Он свою миссию выполнил. И сегодня мы имеем грандиозный институт, первый не только в нашей стране".

В споре двух ученых каждый был по-своему прав. Но сегодня можно сказать наверняка - новосибирцам очень повезло, что Евгений Мешалкин оказался человеком настойчивым и остался верен выбранному пути. Но городская комиссия по наименованиям рассудила тот спор иначе. Потому что улица Лаврентьева в Новосибирске уже есть, а улицы Мешалкина на городской карте пока, увы, не найти.

читайте также