Ядохимикаты замедленного действия


Чем может обернуться проживание рядом с местом хранения ядовитых химических веществ? Почти три тонны высокотоксичных агрохимикатов, спустя десятилетия, вывезены с территории двух сел.
29 ноября 2010, 14:28
Вести новосибирск

Лошадь и 4 коровы, вот и все поголовье скота семьи Толмачевых. Два года назад было больше. Но однажды буренки пошли пастись на окраину села, к разрушенным совхозным складам.

Валентина Толмачева, жительница с. Гоношиха: "Отравленные свекольные семена выкинули за территорию. Скот ходил там, мешок порвали. Прямо недалеко от этого мешка все сдохли".

Эта корова - единственная, которой удалось выжить. Еле выходили, говорит Валентина Васильевна. Правда, после отравления сильно похудела. И молока давать стала меньше.

Коровы отравились и погибли еще у двух семей Гоношихи. Врачи, делавшие вскрытия, жаловались на тошноту и головокружение. Начали выяснять, в чем дело. Оказалось, на разрушенных складах десятилетиями хранились агрохимикаты.

В 60-е-70-е годы их использовали как удобрения или для протравки вредителей. Потом запретили. Совхоз обанкротился, но содержимое со складов не вывезли. Фотографии "ядовитого" места жители села сделали сразу после гибели скота. В мешках "фурадан", протравитель семян свеклы. Им-то и отравились сельские "буренки". Впрочем, не только "буренки".

Лабораторная экспертиза подтвердила, в разлагающейся агросмеси есть запрещенные к использованию пестициды. Для человека они опасны, а для скота - губительны.

Владислав Исаков, заместитель начальника по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай: "Они являются токсичными веществами. Способны попадать в цепочки. Т.е из почвы в растения, из растения в организм человека".

Селяне винят во всем руководителя местного хозяйства, которое организовано на месте бывшего совхоза. Это, якобы, с его разрешения высокотоксичные агрохимикаты оставили на территории села. Люди требовали признать его виновным через суд, но безуспешно. Сам глава хозяйства в ответ на упреки только пожимает плечами.

Валерий Макулин, директор ЗАО "Заря": "Я вам говорю, действие яда, если мешок был открытым, а я откуда знаю, откуда этот мешок там взялся. Я ничего не знаю. Вы понимаете, там всего лишь был один мешок. Я фотографию вашу не знаю, но было предоставлено суду, я сам там был. Всего один мешочек маленький".

Мешки с "отравой" селяне сами пытались засыпать землей. Но несколько недель назад специалисты Россельхознадзора отправили ядовитый груз на специальное хранилище. Такие истории в районах - скорее правило, чем исключение. Советское наследство - тысячи тонн ядовитых агрохимикатов, уже вывезены из Тюменцевского, Алейского, Угловского и Рубцовского районов.

читайте также