Чёрные копатели-археологи мешают развитию новосибирской официальной науки


Возрождение грабителей курганов и городищ произошло в 2008 году – с появлением в свободном доступе металлодетекторов

19 июля 2021, 20:50
Вести новосибирск
История современных чёрных археологов имеет глубокие корни. Расцвет деятельности их предшественников в Сибири бугровщиков пришёлся на начало XVIII века. На курганах, прежде всего, искали золото скифских и тюркских племен. И находили в большом количестве. Некоторые экспонаты стали частью выставки в Кунсткамере – первого в России музея, созданного Петром Великим. Сейчас драгоценные артефакты хранятся в особой кладовой Эрмитажа.

Бугровщики

Золото манило людей во все времена. В XVIII веке в Сибири своего рода отправным пунктом бугровщиков был Чаусский острог. Это территория современной Колывани. На поиски оттуда уходили целыми отрядами. Успешная экспедиция могла круто изменить жизнь копателя. 

«Можно было горбатиться на пашне несколько сезонов и ничего не получить, а раскопав такой курган – и это известный случай! – люди ставили мельницу. По нынешним временам, это производство олигархического плана, и вы контролируете всю округу», – пояснил ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, доктор исторических наук Андрей Бородовский.

Ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, доктор исторических наук Андрей Бородовский

Грабительские походы были настолько частыми, что в один прекрасный момент раскапывать стало нечего. Большинство курганов по берегам Оби были опустошены. Именно к такому выводу в 20-е годы XVIII века пришёл родоначальник русской археологии Мессершмидт во время своего научного визита в Сибирь. И массовые поиски действительно прекратились. До 2008 года, когда в свободном доступе появились металлодетекторы. И наследники бугровщиков словно воскресли из пепла и уже на новом техническом уровне стали совершать свои грабительские набеги.

Ученые предполагают, что первые поселения на земле Кудряшовского заказника ещё пять тысяч лет назад - в эпоху неолита. Эти подкопы, или накопки на сленге черных копателей, сделаны на территории древнего жилища, сооруженного в средние века. Здесь жили люди, вели хозяйство. Металлические предметы сегодня практически единственные следы их пребывания.

«Металлические изделия для многих эпох являются ключевыми в определении миграционных вопросов, производственной активности и уровня развития общества, когда из контекста убираются эти показательные вещи, то может больше не оказаться следов металлургии на этом месте. Всё – они забрали, и мы это уже никогда не узнаем: изъятая отсюда вещь пропадает для истории», – поясняет старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Артём Гришин.

Старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Артём Гришин

Закон не запрещает иметь металлодетектор, но ограничивает его использование: отправиться на поиски с таким устройством можно лишь имея разрешительный документ. В Новосибирской области на государственной охране 1821 археологический памятник. На их территории потенциально находятся предметы, имеющие культурно-историческую ценность. В регионе не обследована даже десятая часть этих земель. Но пятая часть, по оценке эксперта, уже подверглась варварским грабежам. За незаконный выход и поиски со спецсредством в охраняемой зоне согласно Федеральному закону №245 грозит суровое наказание – от многомиллионного штрафа до лишения свободы на шесть лет.

«Я на сегодняшний день не знаю в области ни одного случая, когда бы наши правоохранительные структуры, что полиция, что ФСБ провели какое-нибудь дело, какое-нибудь задержание, изъяли какие-то предметы, представляющие археологическую ценность и кого-то наказали. Достаточно выйти на определённые сайты в интернете, достаточно выйти на чёрные рынки, которые многие их них имеют свободный доступ, оценить предметы, которые туда попадают, и сделать выводы, откуда эти предметы происходят», - говорит начальник отдела археологии научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области Владимир Сумин.

Начальник отдела археологии научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области Владимир Сумин

Сколько древних предметов крутится на чёрном рынке антиквариата, можно представить, заглянув хотя бы на один из аукционных сайтов. Андрей Бородовский тоже регулярно туда заглядывает: пытается отследить судьбу находок, не попавших в руки официальной археологии. Таких, как «танцующая» статуэтка или бронзовый топор. Есть надежда, что они пока ещё на территории региона.

Танцующая статуэтка

«У чёрных археологов есть такое понятие «наиграться вещью», ну вот он наигрался вещью и может её отдать. Но, видимо, ещё не наигрался, хотя по факту она ему, наверное, и не нужна Потому что ту информацию, которая интересует специалиста, он не возьмёт, его интересуют только деньги, а дальше выводы делайте сами…», - сетует Андрей Бородовский.

Учёному часто «подбрасывают» для оценки разные древности. Их владельцам очень хочется знать, насколько это редкие предметы, и соответственно, насколько дорого их можно продать. Тогда так для официальных археологов каждый артефакт бесценен. Сейчас на экспертизе у археолога практически коллекция старинных металлических вещей из разных регионов Сибири. Например, бронзовый котёл, который нашли в Красноярском крае. После исследования исторический предмет придётся вернуть.

Бронзовый котёл

«Я же не занимаюсь разбоем на открытой дороге! Мне эту вещь, дай бог, дали посмотреть, и я выполнил свои задачи, дальше я могу человеку только рекомендовать что-то сделать. Моя задача исследовать. Здесь вся надежда на сознательность людей, которая у нас находится не на высоте», - говорит Андрей Бородовский.

Но бывают счастливые исключения. Иногда чёрные копатели великодушно делятся своими находками. Один такой подарок сейчас хранится в новосибирском краеведческом музее – китайское зеркало конца первого тысячелетия. Его обнаружили в Каргатском районе в селе Теренино недалеко от татарских юрт. Такие зеркала периодически находят на территории региона. Но это одно из самых больших. Неожиданная щедрость нелегальных археологов объясняется просто: сохранность предмета была далеко не товарного вида, и от него попросту избавились.

Древнее зеркало

Для одних – хобби, для других – промысел. Но то, что чёрные копатели – люди неслучайные, это факт. Перед тем, как отправиться на неофициальные поиски древностей, они проводят большую архивную работу, изучают археологические карты. И даже устраивают между собой состязания, награждая друг друга медалями и званиями.

Удалось бы найти официальным археологам все эти редкие предметы? Вопрос, на который нет однозначного ответа. Как и на вопрос - а можно ли изменить ситуацию?

«Остановить может только наказание, больше другого останавливающего момента сегодня я не вижу. Только когда начнутся определенные административные и судебно-уголовные процессы, задержание нарушителей, озвучивание того объёма грабежей, которые они уже сотворили, тогда процент грабежей упадет однозначно», - уверен Владимир Сумин.

С ним заочно спорит Андрей Бородовский: «Если всё запрещать, это все скроется, и вы будете всё это дело с собаками потом искать. Это тоже не выход из положения. Но и разрешить всё тоже неправильно. Это будет беспредел! Видимо, надо искать какую-то золотую середину».

Дети в музее

Археологические находки порой могут кардинально перевернуть прежнее представление о ходе истории и значимости региона. Так, за Сибирью давно закрепился стереотип медвежьего угла. Найденная бронзовая танцующая статуэтка опровергает этот миф и подтверждает другую точку зрения: Сибирь – это не периферия, а ещё до нашей эры она была логистическим центром и находилась в гуще мировых событий, в том числе культурных. И подобные следы прежних эпох разбросаны по всей территории региона. И пусть они не так эффектны, как в странах Средиземноморья, где есть каменная архитектура. Но от того не менее значимы и ценны. Для истории и понимания развития всего человечества.

читайте также