Под Новосибирском прошли крупные тактические занятия


Вооруженные силы меняются. В нужном ли направлении? Достаточно ли быстро? Хочется верить, что ответы мы получим по итогам учений, а не по итогам войны.
11 февраля 2012, 15:36
Вести новосибирск

Если завтра война - тогда что? Российская армия последний раз участвовала в открытом военном конфликте в Южной Осетии в 2008-ом. Только по официальным данным Минобороны, за пять дней потери составили 64 человека. В среднем - 13 человек в день. Заметно больше, чем в Афганистане или в Чечне. Тем не менее, действия войск - опять-таки официально - признали успешными. Но той же осенью было объявлено о начале реформирования Вооруженных Сил.
Сейчас этот процесс завершен. Изменилась не только структура армии, но и система подготовки.

Позади у солдат полтора месяца одиночной подготовки. Сейчас их задача - научиться слаженно действовать в составе подразделений.

Так называемая "обкатка танками" - бойцы должны встретить огнем боевые машины и пропустить их над собой, укрывшись в неглубоком окопе. Говорят, в жизни бывают вещи и пострашнее, но эти секунды - не самые приятные. Пройти через такое нужно, это закалка характера. Ведь если привык метать учебные гранаты в схематичный макет танка, перед настоящей машиной можно и спасовать.

Александр Двинин, военнослужащий: "Офицеры психологически настраивают, помогаю, где-то убеждают. После этого в большей степени ты должен сам себя настроить, поддержать как-то".

На полигоне разворачивается танковое сражение. Полковник Гилязов из окружного управления подготовки войск. Он прибыл с инспекцией в мотострелковую бригаду и внимательно следит за действиями бойцов. И попутно объясняет: это новая методика - важно стрелять не по статичным мишеням, а имитировать работу по реальному противнику.

У пехоты противник тоже из плоти и крови. Вполне вероятный сценарий - бой в городе, враг засел в здании.

Солдаты не жалеют боеприпасов и дымовых шашек. Недостатка в них, как и в топливе для боевых машин, сейчас нет. Шквал огня, максимум реалистичности - это принципиально новый подход к обучению. Патроны хоть и холостые, но позволяют ощутить и звуки выстрелов, и отдачу автомата.

Рамиль Гилязов, заместитель начальника управления подготовки войск Центрального военного округа: "Военнослужащий должен быть в бою готов ко всему. Практическая стрельба, действие с оружием - это тренирует его и готовит к настоящему бою".

Новые технологии приходят и в систему военного образования. Полумрак, звуки выстрелов - в учебном классе военного училища обстановка приближена к боевой.

Виктор Валов, преподаватель кафедры разведки Новосибирского высшего военного командного училища: "Здесь с помощью раздражителей световых и звуковых, моделирования обстановки на экране, на макете местности, который совпадает с реальной, мы можем добиться от курсанта усвоения полного цикла выполнения боевой задачи".

В классе на одном занятии есть шанс побывать и командиром, и рядовым бойцом. Наблюдать картину боя глазами любого из участников. Повторять такое на полигоне, да еще ежедневно, невозможно. Здесь - одно нажатие клавиши, и обстановка резко обострилась.

Прямой визуальный контакт не единственный способ оценить обстановку. Глаза Марселя Хурамшина - беспилотный самолет-разведчик.

Марсель Хурамшин, курсант факультета разведки Новосибирского высшего военного командного училища: "Захотелось мне его влево направить, если что-то там увидел, даю указание, он летит налево. Потом надо возвращаться - задаю данные и он возвращается".

Все данные поступают на командный пункт. Различные средства связи, включая космические, автоматизированные средства разведки.

Максим Поляков, курсант факультета разведки Новосибирского высшего военного командного училища: "Систематизируется и появляется более полноценная картинка всего происходящего".

Информация от разведчиков не успевает устареть. Командир в режиме реального времени может следить за изменением ситуации. Но добиться такого результата было непросто.

Виктор Ожерельев, профессор кафедры разведки Новосибирского высшего военного командного училища: "Аппаратура разнородная. Чтобы она совместно работала, нужны были коммутационные устройства. И эти устройства - наше ноу-хау".

Такого интегрированного комплекса пока нет даже в штабе новосибирской общевойсковой армии. Но до конца года все стационарные узлы связи оснастят новой цифровой техникой. Это в разы ускорит передачу приказов от командиров до подчиненных.

Ждут в армии и новое вооружение. Обновление техники - процесс более сложный и затратный. По понятным причинам, в первую очередь новые боевые машины идут на самое острое южное направление. В Новосибирской общевойсковой армии из последних поступлений выделяются БТР-80. Но перспектива есть и для авиации, и для сухопутных войск.

Корнелий Бабий, начальник отдела боевой подготовки 41-й общевойсковой армии: "В дальнейшей перспективе до 2015 года планируется поступление техники для артиллерии, для противовоздушной обороны".

Срок службы сейчас всего один год. Только интенсивные занятия позволяют подготовить боеспособного солдата в короткий срок. В конечном счете, за это отвечает офицер.

Корнелий Бабий, начальник отдела боевой подготовки 41-й общевойсковой армии: "Быть офицером не так просто. Большинство времени проводим на службе, воспитывая личный состав. Может быть, порой близкие обижаются, что мы больше времени уделяем работе, но если уж выбрал эту профессию, то надо идти до конца. Кто-то же должен".

Еще несколько лет назад путь этот не был обеспечен надежными тылами. С этого года зарплаты военных заметно выросли. Лейтенанты в нашем регионе получают по 50 тысяч. Командиры говорят, после повышения люди буквально ожили.

Андрей Кузьмишин, помощник командира мотострелкового батальона по работе с личным составом: "Я чувствую себя гораздо спокойнее. Я знаю, что семья ни в чем практически не нуждается. Появились какие-то запасы, мыслей халтурить не возникает. Мы знаем, за что и для чего мы работаем".

Новые условия предъявляют и новые требования. Офицеры обязаны поддерживать себя в хорошей физической форме и развивать себя, чтобы быть современными. Вооруженные силы меняются. В нужном ли направлении? Достаточно ли быстро? Хочется верить, что ответы мы получим по итогам учений, а не по итогам войны.

читайте также