• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ

Эксперт: «Половина новосибирских репетиторов – непрофессионалы»

22 марта 2017, 12:26
Приближение к пику "высокого сезона репетиторства" констатируют сегодня специалисты в сфере образования. В канун экзаменов спрос на индивидуальных предпринимателей от педагогики традиционно растет. Причём, репетиторы сегодня активно используют современные технические средства и «стирают расстояния».

Репетиторы в России — это, действительно, настоящая армия. По сути – теневой бизнес, но, к счастью, среди прочих «серых» сфер эта — хотя бы не криминальная, задачи благие.

Разумное, доброе, вечное хотят сеять и частные репетиторы, только тут цена вопроса совсем другая – о ней чуть позже, а пока – свежие тенденции. По данным анализа Института образования Высшей Школы Экономики, чаще всего родители нанимают частных учителей, чтобы подготовить детей к сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Мотив еще одной трети родителей — углубление предметных знаний своих чад, также популярная причина — ликвидация пробелов и улучшение успеваемости. Реже всего родители ссылаются на то, что их не устраивает качество преподавания в школе. Хотя, резонный вопрос – откуда тогда пробелы в знаниях. Четкого отношения к репетиторству в обществе пока так и не сформировалось. Уже не стыдно, но и хвастать особо нечем. Не то кризис, не то «массовое поумнение» играют на руку и другой статистике. По данным экспертов Института образования Высшей Школы Экономики, сейчас услугами репетиторов пользуются 20-30% школьников, в то время как еще несколько лет назад этот показатель доходил до 70%.

Развитие телекоммуникаций стирает расстояния. К примеру, новосибирские репетиторы берут учеников онлайн со всей страны и активно осваивают московский и питерский рынки. С одной стороны, на слуху репутация Новосибирска как научного и образовательного центра, с другой – цены ниже в полтора два раза. Кстати, у сообщества новосибирских репетиторов есть даже свой портал с градацией по ценам и визитными карточками более чем 2 000 работников сферы. Самые популярные предметы — математика, английский и русский языки. Запросы стартуют с «эконом-класса» — это 200-250 рублей за 45 минут, хотя реально заявленную стоимость нужно умножать на два, ибо многие преподаватели меньше, чем полтора часа за один урок, не занимаются. Больше всего предложений в сегменте «стандарт» – 350-400 рублей за академический час. Есть и VIP-сектор — от 600 рублей за 45 минут.

Цена – конечно, важный, но не основной фактор, куда серьезнее — эффективность репетиторства. Директор ГКУ «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» Наталья Ярославцева считает, что из-за высокого темпа жизни и интенсивности образовательного процесса многие дети не успевают в должной мере освоить всю программу достаточно качественно.

«Большой объем информации в короткое время доносится педагогом или учебником. Родители, сталкиваясь с непонятным феноменом быстрого обучения, и видя, что их ребенок не успевает, берут репетиторов уже с начальной школы», – рассказала Ярославцева в интервью телеканалу «Россия 24».

Чаще всего в репетиторство идут те же учителя. Но Ярославцева отмечает новую тенденцию: «Сегодня в репетиторы пошли многие люди, которые только что закончили вузы – просто знающие предмет. Но эти люди не знают методики».

То есть, эффективность репетиторства – это большая иллюзия? Эксперт считает, что занятия у репетитора – это и не «зло», и не «благо». Одним репетиторство помогает, а для других – напрасная трата времени и следование за модой.

«Из моей практики, в тяжелых и экстремальных ситуациях репетитор помогает ребенку, поскольку работает на индивидуальном темпе ребенка и ориентируется на его возможности усвоения материала. Школа в настоящее время на индивидуальность ребенка не работает», – добавляет Ярославцева и замечает, что «половина репетиторов непрофессионально делают свою работу».

«Натаскивание» репетиторами на ЕГЭ и на конкретный материал, по мнению Ярославцевой, не позволяет дать ребенку способов ответить на вопросы с размышлениями. Большая часть репетиторов даёт информацию, но не обучает детей думать.

«В таких случаях репетиторам следует помнить о технологии сдачи экзаменов. Если это всё учитывается, то ребенок становится успешным», – отметила Ярославцева.