Новосибирцы популяризируют родной язык и грамотность


Фундамент образования закладывали годами. И сейчас он будто рушится, говорят эксперты в международный день родного языка. А ведь в Новосибирске люди даже ждут в очереди, чтобы улучшить свой русский.
24 февраля 2013, 14:56
Вести новосибирск

Литературу можно смело назвать падчерицей образовательных нововведений. Словно невзлюбили гуманитарные дисциплины реформаторы. Часы на предмет резко сократили. Выпускные сочинения отменили. Впереди у этих ребят - только обязательный тест по русскому. При этом по программе на русский язык отведен час в неделю, а на литературу три. Достаточно?

Анна Ильина, ученица 11 класса Второй гимназии: "В 10-11 классе начинаешь понимать саму суть языка. Мыслить. На уроках русского языка ты начинаешь чувствовать язык абсолютно по-другому, по-новому. И когда уроков недостает, меня лично это огорчает".

Часов на русский и литературу - преступно мало. Но достаточно их не будет никогда. К примеру, количество писателей, которых молодежь должна будет знать, неумолимо вырастет, дополнится современниками. А школьная программа и детские головы не резиновые. Надо менять сам принцип, настойчиво предлагает профессор Василий Синенко. Надо учить детей самостоятельно мыслить. Задаваясь вопросом не что читать, а зачем. Реформы неизбежны, подчеркивает профессор. Однако сейчас прицел сбит.

Василий Синенко, ректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования: "Мы чем все озабочены? Окна, компьютеры...это все очень важно. Это условия, но потом говорят - столько сделали, а качество не улучшилось. А процесс застарел!".

Профессор Олег Донских выражается еще более категорично: ситуация с образованием в России катастрофична. Размышления на тему собрал в книге, которую так и назвал - "Деградация". Философ уточняет - тон здесь задает система управления.

Олег Донских, зав. кафедрой философии Новосибирского госуниверситета экономики и управления: "Говорится о том, что мы должны сохранять все лучшее, что есть в образовании. Но нигде не зафиксировано, что лучшее? Что мы хотим сохранить? Я могу сказать, что одна из признанных черт образования - это фундаментальность. Но сейчас делается все, чтобы эту фундаментальность не сохранять".

К чему мы идем? Остаточные знания - то, что во всем мире считается показателем качества образования. Мы решили провести для новосибирской молодежи экспресс-тест по литературе. Спросили: кто написал "Горе от ума", стихотворение "Буря мглою небо кроет" и попросили назвать три фамилии русских писателей. Наш тест не претендует на социологическую достоверность - но тем не менее".

Впрочем, новосибирцев нельзя упрекнуть в отсутствии интереса. Горожане уже привыкли видеть стихи среди рекламных постеров в метро. Именно у нас родилась идея Тотального диктанта - и разошлась по городам страны и даже за рубеж. Именно у нас тест на знание правил русского языка можно получить не только в школе, но и метро или в торговом центре. А взрослые люди готовы ждать несколько месяцев, чтобы попасть на курсы к репетитору не английского или немецкого, а родного языка.

Людмила Монахова, директор фонда "Родное слово": "Видим разделение на пенсионеров и молодых, которым нужен деловой русский".

Можно сколько угодно пенять на систему образования, кивая на загруженность учителей и нехватку академических часов. Можно обвинять Интернет в том, что мы забываем правила правописания, переписываясь на разговорном русском в социальных сетях. А можно просто взять книжку и прочитать своему ребенку. Или заинтересовать ученика за считанные часы, отведенные открытие сокровищницу родного языка.

Наталья Цыганкова, преподаватель русского языка и литературы Второй гимназии: "Я думаю, что это непонимание ситуации, что литература предмет второстепенный - оно уйдет. Жизнь расставит все на свои места, потому что рукописи не горят".

читайте также