• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ

В Доволенской школе работают специальные классы инклюзивного образования

26 февраля 2017, 12:42
Не только огонь в глазах педагога. Не просто инновационная методика. Одноклассники. Та сила, что поможет победить недуг или усилит его. А если умственная отсталость или ДЦП? Примут ли особенного ребенка? Помогут? или, оттолкнув, сделают и без того нелегкую жизнь невыносимой? Если родился не в Академгородке с его возможностями, а за сотни километров, в маленьком селе? В доволенской средней школе инклюзив внедрили 10 лет назад. А в этом году вошли в новую федеральную программу и смогли открыть новые классы дополнительного образования и найти педагогов для индивидуального обучения. Как живется в мире, где детей не делят на тех, что с диагнозом и без?

Страх и обида - то, что эти дети за свою короткую жизнь глотнули с лихвой. Страх быть не понятым, страх быть обиженным. Если у тебя умственная отсталость или ДЦП. Но, ты, так же как и все, имеешь право на счастливую жизнь... Доволенская средняя школа номер один. Десять лет назад здесь первыми в области начали выполнять федеральную программу – «Инклюзивного образования». В инклюзивной школе детям объясняют, что такое толерантность. Терпимость. Если проще - ребят учат быть добрыми, отзывчивыми, порядочными. В каждом классе - дети, как говорят, с нормой развития и дети с особенностями. Пусть для каждого - свой уровень нагрузки. Но сидят они за одной партой. И отличник, и тот, кто вообще не умеет читать. Удивительно даже для городских школ. Как их подружить? Дети жестоки, засмеют - даже если у тебя не крутой смартфон. А если ты сам не такой? В Доволенской школе готовы спорить. Плохо учится? Зато хорошо танцует. Не все должны быть начальниками. Об этом в России в последние годы как-то подзабыли, замечают психологи...

Марина Маркатун, Врач-психотерапевт: «Вообще одна из ошибок людей, что они относятся к друг другу, к другому человеку так, как будто - это его копия. Это касается супружеских отношений. И в жизни мы часто бываем разочарованы, потому что сотрудник думает не с такой же скоростью, как мы - не обязательно же, что он при этом умственно отсталый, он просто другой».

Учитель труда дополнительно занимается с теми, кому тяжело дается стандартная программа. Он сам в начале 90-х хватил лиха, оставшись без работы. Научился латать ботинки. Теперь свое умение выживать во враждебной среде передает ученику - вместе с навыками сапожника. Мальчик не способен усваивать школьный материал, зато спокойно и скрупулезно - часами готов возиться с рваным ботинком. Таких специалистов в деревне днем с огнем не сыщешь. Парень теперь не только при деле, но и в окружении взрослых и детей, которые уважают его талант. Односельчане уже несут ему заказы. Вот вам и пример толерантности- говорят учителя. Не все гладко, бывает и здесь. Советская идеология, когда почетно было работать и механиком, и космонавтом, все работы хороши, выбирай на вкус - ушло в прошлое. Теперь в школе и дома детей настраивают прежде всего на успех. Причем любой ценой.

Марина Маркатун, врач-психотерапевт: «Мы это частично потеряли после входа в рыночную экономику, в конкуренцию, и мы как-то заигрались. Этой конкуренцией. У нас сейчас основное-ты должен обыграть всех, все равно, каким способом, а для этого ты должен стать бесчувственным, по отношению к другим, подумать о них, а идти вперед. И учителям трудно. От них уже не требуется передавать человечность, не требуется воспитывать личность, все равно какой ты учитель литературы, добрый ты не добрый, от тебя требуется соответствие программе».

Наверное, поэтому бывший учитель литературы и русского языка, Алла Перегоедова, приняла решение поменять специальность. Теперь ее должность называется по модному - тьютор, от английского "наставник". Ее обязанность - сопровождать в сельской школе «особенных» детей.

Сегодня в Новосибирской области инклюзивных школ около сотни. Капля в море. А ведь, пожалуй, такое соседство изо дня в день и научит ребенка, что можно жить в мире, где каждый имеет право на счастливую жизнь. Они за одной партой не для того, чтобы подтянуть знания одного до уровня другого, а чтобы один другому руку подал. И эти дети вырастут и не забудут построить пандус.