В регионах Сибири развивают малокомплектные сельские школы


Полтора месяца до нового учебного года. На сегодня в России две трети школ - сельские. Не грозит ли малокомплектным учебным заведениям закрытие? И как привлекают молодых преподавателей в село?
13 июля 2012, 13:10
Вести новосибирск

Омская область

В Омской области сеть малокомплектных сельских школ пытаются сохранить. В регионе их 40% от общего числа. И проблема стоит очень остро.

Дело в том, что сейчас в действующем законе об образовании не определён статус таких школ. За последние 5 лет, по данным Министерства образования Омской области, сеть так называемых малокомплектных школ была оптимизирована - около 400 сельских маленьких учебных заведений присоединили к крупным общеобразовательным школам. Малокомплектные школы стали их филиалами.

Сергей Алексеев, министр образования Омской области: "Малокомплектная школа должна не просто функционировать, она должна развиваться".

Ещё один вопрос - как сохранить кадры. Последняя новость для педагогов. Победители специального конкурса в рамках нацпроекта "Образование" получат по 320 тысяч рублей. Это 15 педагогов из различных районов области.

Что касается возраста педагогических кадров - он молодеет, но очень медленно. В педунивеситете дефицита абитуриентов нет, но не все специалисты возвращаются на малую родину.

Новосибирская область

Больше половины школ в Новосибирской области считаются малокомплектными. Учебные заведения, где не более сотни учеников, находятся, как правило в отдаленных селах.

В сентябре этого года за парты школ Новосибирской области сядут 29 тысяч учеников. Каждый второй - житель мегаполиса. Наполняемость классов в сельских школах - в среднем девять человек. Но в некоторых учебных заведениях проблема с набором. Зачастую за одной партой - первые и вторые классы, третьи и четвертые. Содержать такие учреждения, признают в областном правительстве, накладно. Не хватает учителей. Но закрывать малочисленные школы у нас не планируют. Ведь, как известно, село без школы долго не живет. Люди уезжают.

В этом году в Новосибирской области запустили проект - сетевая электронная школа. В сельские классы проведут Интернет, и ученики смогут получать знания дистанционно. В проекте уже участвуют около 30-ти учебных заведений из районов области.

Республика Алтай

Малокомплектные школы Республики Алтай ежегодно пополняются молодыми преподавателями. За последние 3 года почти 400 выпускников педвузов выбрали для себя работу на селе. Во многом благодаря предпринимаемым стимулирующим мерам.

Оплата коммунальных услуг, стимулирующие надбавки к заработной плате, решение жилищного вопроса. Самое главное - создаются комфортные условия для работы.

Галина Меркетова, главный специалист по кадровым вопросам министерства образования, науки и молодежной политики республики Алтай: "Во всех школах есть Интернет, имеются компьютерные классы, интерактивные доски. Поступили новейшие кабинеты физики, химии, биологии, географии, литературы".

Помимо модернизации оборудования и классов в школах республики, для молодых преподавателей проводятся семинары-практикумы, конкурсы профессионального мастерства. В некоторых муниципалитетах действует программа социальной поддержки молодых специалистов, выделяются земельные участки для строительства жилья.

Не смотря на программы поддержки молодых специалистов, проблема нехватки педагогов все еще актуальна. Традиционно Не хватает преподавателей математики, иностранных языков и учителей начальных классов. На сегодняшний день в школах не хватает еще 40 учителей.

Республика Бурятия

Сегодня в Бурятии 229 малокомплектных школ, в которых обучается почти 12 тысяч детей. Все чаще на базе таких школ создаются образовательно-культурно-спортивные комплексы, когда детский сад, школа, дом культуры и спортивные учреждения выступают как единое юридическое лицо.

Большое внимание уделяется и привлечению в сельские районы молодых учителей.

Любовь Цепкова, главный специалист-эксперт отдела кадровой и организационно-правовой работы министерства образования и науки Бурятии: "Мы ежегодно отправляем не менее ста человек в сельские школы, но вот процент закрепления молодых специалистов на селе продолжает оставаться низким".

Сельские школы и сами делают немало. К примеру, в Бомской обучаются всего 93 ученика, четверть которых - приемные дети. С одной стороны: дети растут в семье, с другой: школа, бывшая на грани закрытия из-за системы нормативно-подушевого финансирования, продолжает работать, а вместе с ней продолжает жить и село.

читайте также