«Вести» спросили школьников про современную систему образования


Эксперименты, нововведения, то отказ, то снова возврат к забытому, доброму, старому – реформы в системе школьного образования не прекращаются последние два десятилетия и предсказуемо вызывают бурные дискуссии.
3 сентября 2017, 09:00
Вести новосибирск

В этой сфере мы все считаем себя экспертами. Спорных вопросов, о которые ломают копья взрослые, – десятки. А что думают по этому поводу непосредственные участники процесса, те, кто все преобразования испытывает на себе? Недетские вопросы мы адресовали четырем школьникам, все они – призеры Всероссийских олимпиад по разным предметам. Беседовать было одно удовольствие. Размышляли свободно и зачастую неожиданно.

– Школы есть престижные и не очень, отличаются они и уровнем образования. Это справедливо?

– Так получилось, что первые семь лет я проучилась в откровенно слабом классе, куда поскидывали всех, кто в теории-то проходит, но вообще-то немножко не дотягивает, а я была достаточно способным ребенком, очень быстро все схватывала, и мне там было откровенно скучно, потому что учитель ориентируется на самого слабого ученика. И это логично, что есть школы, в которых более сильный уровень преподавания, чем в других. А вот если мы говорим о финансировании, и если одну школу финансируют больше, другую – меньше, это неправильно. Способности – способностями, а базовые условия вроде оборудования химической лаборатории для физических опытов – это должно быть одинаковым.

– Должны ли родители финансово помогать школе?

– У нас с бюджетом всё-таки тяжелая ситуация, поэтому в теории надо, чтобы школе выделялось достаточно денег, чтобы не надо было вообще просить родителей, только если абсолютно добровольные взносы. Но сейчас в большинстве школ такая система, какой-никакой взнос надо вносить.

– Нужен ли урок православия в школе?

– Я лично неверующий, и лично ничего не имею против них, но я считаю, что нет.

– Урок православия... Мне кажется, это не та вещь, которую стоит навязывать.

– Необходим ли единый учебник истории?

– С точки зрения экзамена – да, потому что в одном учебнике автор придерживается одной исторической теории, в другой – какой-то другой. А вот с точки зрения развития личности, действительных событий – лучше, чтобы в одном учебнике все различные точки зрения знали, понимали.

– Единый учебник истории нужен, да. Потому что в разных учебниках история разная, и потом могут возникнуть разногласия у людей. У каждого будет своя история.

– В некоторые престижные школы поступить можно исключительно благодаря возможностям родителей, а не своим способностям. Правильно ли это?

– В Академгородке есть ФМШ, СУНЦ при НГУ. Это была очень хорошая инициатива, потому что прийти туда можно было, только сдав экзамен. Это все было бесплатно, мой папа учился в ФМШ, приехал из деревни, поступил, и благодаря этому выбился в люди. Но сейчас так получилось, что сказали: нет, мы не будем вас финансировать, вот финансируйте себя сами, как хотите. И теперь, чтобы попасть в ФМШ, ты должен заплатить около 130 тысяч. То есть тебе нужно сдать экзамен, и еще заплатить 130 тысяч в год, и никаких способных учеников. И это неправильно. Потому что, я понимаю, если бы у моего папы в свое время не было возможности пойти учиться в ФМШ, то он и не достиг бы ничего.

– К чему могут привести подобные процессы?

– Если мы посмотрим глубже, то некоторые люди – более просвещённые, скажем так – перестанут доверять депутатам, правительству, которые вводят такие меры. Сейчас правительство кричит: «Продвигаем способных детей!» – и вот ФМШ, куда брали действительно способных детей, а тут все порушили, и при этом продолжают кричать: «Продвигаем способных детей!» Погодите, что-то я не понял, как это работает?

– Единый государственный экзамен. Ваше отношение к тестовой системе оценки знаний?

– ЕГЭ – он больше, это «что ты знаешь», а вот эти устные экзамены, которые были раньше – это «как ты можешь это применить». Конечно, есть, что совершенствовать. По сравнению с тем, что было несколько лет назад, когда по русскому языку не было ни изложения, ни сочинения – только тесты, а теперь всё добавили, это гораздо лучше.

– Проблема не в экзамене, а в том, как подходят к нему взрослые. У нас еще учебный год не начался, а меня уже начали прессовать, что я должна сдать ОГЭ. И я понимаю, что если так пойдет дальше, то к концу года у меня будет нервный тик.

– Необходимо ли введение в школе единой формы?

– Это, наверное, слишком строго, и вряд ли настолько нужно. Не стоит фиксировать на этом внимание... на государственном уровне это контролировать вряд ли стоит.

– Кто сегодня в школе имеет больше прав – ученик или учитель?

– У нас сейчас такая проблема – у учителей обязанности есть, а учеников, грубо говоря, нет. Есть такая картинка в Интернете: раньше учитель с родителями спрашивали ученика: «Что это за двойка у тебя в дневнике?» А сейчас родители с ребенком прессуют учителя: «Что это за двойка у него в дневнике?»

– Плюсы и минусы современной системы школьного образования?

– Мощная теория по всем предметам. Если ты хорошо учишься, ты будешь много знать. А из минусов, наверное, то, что по выходу из школы ты не понимаешь, кем ты хочешь стать. Меня устраивает то, как всё это устроено. Всё равно это – рамки, и в них действует преподаватель. Хороший преподаватель в любых рамках найдет подход к детям, и как их научить хорошо.

читайте также