Смерть гиганта: «Вести» разобрались в истории банкротства «Сибнефтегеофизики»


Гордость отрасли, созданная по инициативе патриархов отечественной геологии – академиков Трофимука и Пузырева, – чтобы использовать на благо страны новейшие научные методы разведки полезных ископаемых, «Сибнефтегеофизика» выстояла в суровые 90-е, пережила несколько экономических кризисов. «Мы можем выполнить любые виды геофизических работ в любой точке земного шара» – и сегодня обещает сайт компании. И рядом, помельче – новость о введении процедуры банкротства, о продаже имущества. «Сибнефтегеофизику» ликвидируют. Кто и как свалил гиганта, компанию, входившую в пятерку крупнейших налогоплательщиков Новосибирска?
4 июня 2017, 10:00
Вести новосибирск

Вячеслав Богомолов, главный механик ОАО «Сибнефтегеофизика»: «Из отдела один я остался, было 5 человек, вот все опечатано. Начальник отдела персонала – всё, уволен. На прошлой неделе 35 человек всех ведущих специалистов уволили».

Год назад в компании «Сибнефтегеофизика» трудилось больше двух тысяч сотрудников. Сейчас – около сотни, в основном – в отделе бухгалтерии и канцелярии. Бухгалтеры используют программу 1С, есть и 1с поддержка. Дорабатывают. По коридорам опустевшего здания ходят с потерянным видом.

Вячеслав Богомолов, главный механик ОАО «Сибнефтегеофизика»: «Просто не верится, что могли такую контору, такого гиганта свалить».

История «Сибнефтегеофизики» – это 45 лет трудовых подвигов. В тайге, на севере, по полгода не видя родных, искали залежи нефти и газа, привыкли к невзгодам и трудностям. И даже на пикете сдерживают эмоции, а ведь они уже год ждут зарплату за несколько месяцев. Вышли с плакатами на площадь Ленина, специально для этого приехали из других регионов – Кузбасса, Алтайского края. В «Сибнефтегеофизике» работали люди со всей Сибири.

Общий долг – 70 миллионов, в листе ожидания – 600 сотрудников. Прошлогоднюю зарплату обещают выплатить, в какие сроки – неизвестно. Но люди вышли на главную площадь Новосибирска не столько из-за денег, сколько поделиться болью за предприятие, которому отдали годы жизни.

Павел Коваль, бывший сотрудник ОАО «Сибнефтегеофизика»: «А их вот так взяли и выкинули за борт. Возникают мысли – а для чего это делается? Специально делается или нет?»

До середины 2000-х «Сибнефтегеофизикой» управляло государство. Потом в структуре появился частный собственник – столичный холдинг «Геотек». В его составе десятки сейсморазведочных компаний страны, но контрольный пакет – 51% акций – остался у государства. В начале прошлого года «Росимущество» передает его «Росгеологии» – профильной госкорпорации. У организации заказы на георазведку со всех континентов. Появление такого хозяина-гиганта сулило новые проекты и процветание. В марте этого года «Сибнефтегеофизику» признали банкротом. Открыли конкурсное производство.

Максим Терлеев, финансовый директор ОАО «Сибнефтегеофизика» в 2009-2016 гг.: «Не бывает у нас структуры собственности, в которой два или более собственников, все хотят иметь 100-процентный контроль. И как в известном фильме – «не доставайся ты никому». И то, что мы сегодня имеем – результат этого решения: ровно потому, что этой прибылью нужно делиться со вторым акционером».

В «Росгеологии» причину всех бед видят в частном напарнике – компании «Геотек», которая, как сказано в официальном ответе госкорпорации, до прошлого года единолично управляла организацией. Ошибки менеджмента, работа в убыток на протяжении нескольких лет, как итог – накопленные долги по кредитам и зарплате. В «Росгеологии» предлагали рецепт спасения – передать государственной структуре полный контроль над акционерным обществом. Расстаться со своей долей второй владелец не захотел.

Судьбоносное решение приняли осенью прошлого года. На высшем уровне. В распоряжении «Вестей» есть копия протокола заседания Минприроды России. После заслушанных докладов высоких чинов постановили: банкротить.

Владимир Фомин, последний генеральный директор ОАО «Сибнефтегеофизика»: «Спасти компанию как-то можно было? Говорят, что еще можно было что-то сделать, чтобы она не была обанкрочена?» – «Когда я пришел, долг составлял уже больше 2 млрд рублей. Это большие деньги, и спасти предприятие... я не думаю, что это было возможно. Кто найдет такие деньги?»

Те, кто стоял у руля до Владимира Фомина и до введения процедуры наблюдения, напротив, уверяют: тонущий корабль можно было спасти. Прошлым летом «Сибнефтегеофизика» выиграла контракт на 4 млрд рублей, новосибирскую компанию пригласили на разработку месторождений в Индии. Заказ был уже в кармане, но от столь щедрого предложения отказались сами акционеры.

Максим Терлеев, финансовый директор ОАО «Сибнефтегеофизика» в 2009-2016 гг.: «Более того, на Совете директоров по поводу выдачи гарантий «Росгеология» проголосовала против этого проекта. Грубо говоря, вот потенциально для НСО знаковый 4-миллардный мог бы быть проект, которым можно было бы на каждом углу взмахивать и гордиться, его спустили на тормозах. Индусы недоумевают – я понимаю их недоумение, потому что они не могут для себя объяснить причины, по которым люди отказываются от денег. Они говорят – ребята, все заработают, вы заработаете, мы заработаем, почему вы отказываетесь?»

Бывший финансовый директор Терлеев этого контракта добивался 2 года. После решения акционеров уволился на следующий день. Бывший генеральный директор Лосев – сейчас его судят за долги по зарплате – вспоминает: шанс на спасение был не один.

Станислав Лосев, генеральный директор с 2009 по 2016 гг.: «Мы участвовали вместе с «Геотеком» и «Росгеологией» на конкурсе Газпрома по Североколпаковской площади, объем контрактов составлял 800 млн. Мы были готовы этот конкурс выиграть и продолжить работу, тогда этой ситуации просто бы не случилось. Выиграла «Росгеология».

Получается, владельцы «Сибнефтегеофизики» стали ее конкурентами. На кону – энергетическая отрасль страны. По данным министра природных ресурсов и экологии России Сергея Донского, в резерве – лишь 6% месторождений нефти для разработки, остальные – открытые еще в советское время – на грани выработки. Нужны новые, а значит, в разведку ежегодно будут вливать сотни миллиардов - частных и государственных.

Татьяна Целищева, корреспондент: «Профессиональный коллектив, оборудование и полувековой опыт работы на огромном востребованном рынке – ну как в таких условиях можно дойти до банкротства? На первый взгляд, парадокс. Кстати, помните, по дорогам Советского Союза колесили вот такие автобусы? Венгерский «Икарус», основан в 1895. После развала блока Варшавского договора венгерское предприятие – лидер в Восточной Европе: профессиональный коллектив, оборудование, вековой опыт работы. В 1999 году готовились к выходу на мировой рынок: в «Икарус» вошли инвесторы из Западной Европы – «Рено» и «Ивеко». Всего через 4 года основное предприятие «Икаруса» было закрыто. Автобусы теперь покупают не у венгров».

Что теперь будет на месте некогда ведущей геофизической компании страны, одного из крупнейших налогоплательщиков Новосибирска? По закону о банкротстве, все имущество уйдет с молотка, чтобы рассчитаться с кредиторами. На здания с землей в центре Новосибирска уже есть претендент – по неофициальной информации, владелец одного из крупнейших торговых комплексов в регионе.


читайте также