• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ
ЮниКредит Банк

Ирина Яськевич

28 сентября 2016, 12:49
Ирина Яськевич, редактор музыкальных программ художественного вещания с 1983 по 1987 годы. Хотя проработала на студии немного — коллеги и зрители запомнили ее как автора  новых телевизионных циклов, заметно отличающихся от академического подхода . Это молодежные дискуссии в Союзе новосибирских композиторов, передачи с участием российских рок-звезд.
Ирина Яськевич

Для молодого специалиста, который закончил консерваторию,  повстречаться с людьми, которых видел на экране, много слышал , получить такой мощный заряд профессионализма от них — было очень важно для моего старта биографии. И конечно — моментальное знакомство со всеми крупными музыкантами Новосибирска и не только — это было здорово и прекрасно. Это была такая лучезарная сторона деятельности. А с другой стороны — подчеркну — в 85 году пришел к власти Горбачев, началась перестройка .А до этого был такой застой — застой. Апогей застоя, я бы сказала. Перестройка до нас докатилась как-то не сразу,  понятие о гласности мы имели. Но при этом мощный такой застойный цензурный гнет — он существовал и никто его не отменял. И возникали такие ситуации, которые сегодняшнему молодому поколению может и не очень понятны — например, у нас не было официальной цензуры, но был так называемый литотдел, функция которого была охрана государственной тайны. Но на самом деле это была самая настоящая цензура. 

Без подписи руководителя этого отдела ни один текст не мог выйти в эфир. Я вспоминаю два момента , которые обусловили в результате мой добровольный уход с телевидения. Первый из них был связан с ситуацией вокруг Марка Копелева, режиссера, члена Союза кинематографистов, Союза журналистов, известный человек был в городе. Он работал в литературно — драматической редакции. Он был очень увлечен российским — тогда советским роком, музыкой, у него была огромная коллекция. И консерватория его пригласила читать лекции по этому роду советского искусства. Он эти несколько лекций прочитал, после чего его обвинили во всех грехах, в том числе одновременно в пацифизме и фашизме. Хотя лекция была совсем невинная, по поводу «Машины времени», я сама на эти лекции ходила. Его уволили, исключили из всех творческих союзов. Сейчас он живет в Америке, жалеет страшно — потом его заочно, когда он уже уехал, приняли обратно — перестройка вступила в свои права. Его как бы реабилитировали. 

Этот момент был очень серьезный, я за него вступилась — и это существенно осложнило мое существование на студии. Ну и было такое повышенное внимание и со стороны руководства — и облисполкома — мы же к нему относились. И вот был — случай курьезный. Это был год 86-ой, перестройка в разгаре — к нам приехала рок - группа «Динамик», возглавлял ее Владимир Кузьмин, которого мы позже полюбили по его дуэту с А. Б. Пугачевой. А до того он был прекрасным басистом и руководителем этой милой группы, которая пела про любовь. Они были в пристойных костюмах, с длинными волосами — ну кто тогда не был с длинными волосами? Я сделал передачу — интервью с Кузьминым и небольшой концерт. После этого меня все начали спрашивать — тебе зачем это нужно? Я отвечаю : «Ну вы посмотрите на сетку вещания. Там в программе одна академическая и народная музыка — и все. Ну давайте для молодежи хоть что-то сделаем.» Наконец передачу выпустили, видимо никто из партийного руководства ее не видел, как -то все тихо прошло.  А потом ее почему-то повторили летом — не стерли по недосмотру, а летом всегда ставить что-то нужно, сезон отпусков. И тут кто-то из работников обкома на даче летом ее увидел. И поднялся жуткий скандал. Я прекрасно помню эти разговоры — зачем мне это нужно — в темной комнате с направленным в лицо светом,  такое сейчас только в кино  можно увидеть. И это на меня произвело такое впечатление, что я решила — без всего этого могу обойтись в жизни. Хотя повторю еще раз: я благодарна очень многим людям, с которыми я работала. К сожалению, подавляющее большинство из них уже не с нами. Недавно умер Ким Михайлович Долгин, с которым мы очень много работали, которого я глубоко уважала как человека, личность и профессионала. Я до последних его дней поддерживала с ним связь.  Прекрасный человек, главный редактор художественного вещания Людмила Митрофановна Ведищева. Она нас всегда защищала. Думаю , не то что половина — гораздо в большей части всего того прессинга, который на нас шел со стороны властей, она брала на себя — мы просто не знали. Она нас всегда прикрывала, спасала — спасала своим юмором и жизнелюбием.

 И если нас ругала — это было так по-матерински, по-доброму. Роза Александровна Литвиненко — из наших корифеев, с которыми довелось работать. У нас в музыкальной редакции были прекрасные отношения, люди, с которыми мне и сегодня приятно встречаться , вспоминать эти времена. К сожалению, давно погиб Юра Прокошин — был главный редактор музыкальной редакции, когда я пришла в нее работать. Он мне преподнес первые азы работы. Много было интересных передач, встреч — такого я сейчас даже представить не могу. Огромные интервью — на Центральном телевидении такого не было, там все было достаточно официозно, было понятно, что там еще больше этот самый пресс. Сесть в кресло и час проговорить с каким — нибудь выдающимся музыкантом — Башметом, Плетневым. Разговоры были длинные, содержательные. И как раз провинциальная телевизионная жизнь позволяла делать такой формат. Передач было много интересных и острых — в том числе с новосибирскими композиторами, исполнителями. Аскольд Муров, Юрий Шибанов — собирались с ними с молодежью, спорили, шутили, обменивались впечатлениями — музыку тут же исполняли. Это было в особнячке Союза композиторов на Ядринцевской.

                Что для меня было важно в том времени? Когда ты только начинаешь — все важно и на каждом шагу ты делаешь открытия. И студия телевидения для меня — повторю — навсегда стартовая площадка, которая мне дала дорогу в жизнь. Меня знали в городе, я общалась со всеми музыкантами. В этом смысле для всех молодых специалистов работа в журналистике, в средствах массовой информации — это мощный старт, потом можно выбирать любые пути — дороги. И чего я только на студии не делала. Вот кстати — никогда больше нигде не монтировала кинопленку. Я много писала сюжетов, которые монтировали на кино — это было уже на тот момент на телевидении дело архаичное по технологии. Кино — это особое дело. Надо подкладывать под  видеоизображение звук, сидеть резать пленку. Я только склеивать не бралась — отдавала монтажницам. И они  меня хвалили. Так что — научилась многому.   




Loading...