Итоги акции «Новосибирск – на взлет!»


К юбилею Победы новосибирцы сделали почти невероятное - подняли в небо настоящий фронтовой самолет Миг -3. Реставраторы способные поставить на крыло самолет, почти 70 лет пролежавший в болоте - есть только у нас. Город может гордиться своими авиаторами. О неизученных страницах крылатой новосибирской истории мы рассказывали три месяца, каждый день.

13 мая 2015, 14:24
Вести новосибирск

Горка на Горском. Вид с неё потрясающий. Кажется - шагни и взлетишь... Стоит этот город сразу на всех ветрах. Оттого ли, что ветер вольный, или простор необъятный, тянет сюда - во все времена таких же вольных людей, порой безрассудных или как говорят - безбашенных. И тех, кто сумел приподняться на цыпочки и заглянуть за линию горизонта. Такой получился город. Город, который всегда готов на взлет. Какой город страны сильнее всех рвется в небо? В начале 20-х годов - совершенно точно - Новониколаевск. В молодой советской России нет авиационной индустрии, надо строить заводы. Где взять деньги? У народа. Общество друзей воздушного флота устраивает сборы, лотереи, займы. Крестьяне сдают хлеб. Чтобы дело агитации пошло лучше - в Новониколаевск прислали два новых Юнкерса для показательных полетов.

Андрей Курдюков, исследователь истории сибирской авиации: «Летом 25 года был открыт доступ и к этому самолету - как писала Советская Сибирь - было как паломничество. Шли все, ребятишки - а самолет в то время - машина времени сегодня».

Сибиряки по сбору денег на развитие авиации обогнали всю страну, план перевыполнили на 110 %. И кстати - среди тех мальчишек, что окружили в Новониколаевске первый Юнкерс - был мальчик Саша Покрышкин

Будущий грозный ас, Трижды Герой Советского Союза. Почти безрассудная храбрость его держалась на точном расчете и знании машины. Был эпизод в конце войны - летчику пришлось садить самолет на шоссе, больше некуда из-за весенней распутицы. Сразу же для пилотов полка написал подробную инструкцию.

Людмила Власенко, заведующая музея авиации имени А.И. Покрышкина: «Нужно заходить после ведения действия с востока и юго-востока, лететь на низкой высоте. Что нужно аккуратно из боя выходить, чтобы немцы не могли определить, куда летит самолет. Что при посадке нужно тут же отгонять самолет в лесополосу».

Покрышкину было с кого брать пример. Те самые первые летчики из его детства умудрялись порой проделывать чудеса. Несовершенные аппараты садили в чистом поле, расчеты - дальности полетов, количества топлива - приблизительны. Но - как манило их небо! Сущинский, Брянцев, Йеске. Более того - из Новониколаевска впервые отправился прокладывать воздушные трассы всей Сибири - до Монголии и Китая - авиатор Борис Маслеников

Андрей Курдюков, исследователь истории сибирской авиации: «Приезжал, находил площадку для посадок, для приема самолетов - он единственный, кто в этом ориентировался. Находил людей, которые отвечали за организацию дела, учил их - как принимать самолеты. И потом ехал дальше - находил следующие - Красноярск Иркутск, Якутия».

В 30-х в Новосибирске построен авиазавод имени Чкалова. Регулярные пассажирские рейсы отправляют из аэропорта Северный, и уже готовы чертежи взлетной полосы в Толмачёво. Переоценить значение нового аэропорта - невозможно

Вячеслав Филиппов, директор музея Красноярского государственного университета: «В штате перегоночных полков не было техсостава - там были только летные экипажи, которые перегоняли самолеты, а техобслуживание было возложено на аэропорты. Перегнали очень много самолетов. Около трех тысяч - это очень серьезный труд».

В военные годы в Новосибирске окончательно сложился кластер авиационной промышленности. В город эвакуированы пять авиазаводов. Объединенные с мощностями Чкаловского - они с колес начали выпускать продукцию. Каждый третий самолет ЯК - выпущен в Новосибирске. Эвакуировали в Новосибирск и центральный аэрогидродинамический институт - после войны СибНИА имени Чаплыгина. Здесь проходят испытания на прочность самолеты конструкций Сухой и Туполев. И сегодня на взлете с площадок Чкаловского завода - десятки новых СУ – 34. Готовит сибирский город и авиаторов. В 30-е в толмачевской лётной школе. А в конце войны сюда эвакуируют Сталинградское военное летное училище. И это уже страница новой истории, имеющая отношение и к космонавтике. В разные годы училище закончили пять будущих членов первого отряда космонавтов. Летную подготовку проходили в Толмачево и Бердске. В подробностях полеты на Як-11 в Бердске помнит Борис Волынов - дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт. Учили на совесть, к выпуску из восьми поступивших оставался - один. Летчики высшей пробы. В истории отношений города и авиаторов есть страницы трагические. Самая известная: летом 43-го года летчик-испытатель Василий Старощук опробовал новый ЯК. Мотор отказал, но летчик не покинул кабину падавшего самолета, направил его на пустырь рядом с Красным проспектом.

Владимир Старощук, сын летчика-испытателя В.И. Старощука: «Когда его хоронили, летели самолеты, взмывали, делали холостые выстрелы. Торжественно было. Тысяч двадцать человек за гробом шло».

Историю еще полусотни упавших в Новосибирской области самолетов знают немного и немногие. Тех машин, что разбились в дальних перелетах. На днях - журналисты Вестей и следопыты Тогучинского района - открыли имя одного из погибших в тайге пилотов. До сих пор фамилию знали приблизительно - то ли Мелетин, то ли Милютин. Обратились к эксперту по перелетам через Сибирь - Вячеславу Филиппову из Красноярска. Он вспомнил - да, в свое время видел документы. Поднял копии - в том самолете был летчик Мечетин. Пожалуй - эта находка - главный итог акции «Новосибирск - на взлет!». В истории авиации закрыто еще одно белое пятно. В честь всех сражавшихся в небесах, погибших, пропавших без вести машин открыт в эти дни памятник самолету Як-9 у техникума Покрышкина. Напротив - бюст самого летчика. Самолеты без людей - ничто. Как и города. Люди открыты мечтам и ветрам. Они всегда готовы на взлет. 

читайте также