Кому доверить будущее ребенка: Госстандарт или альтернативное образование?


На новый уровень жизни – более самостоятельный и более интересный - вышли 29 тысяч жителей Новосибирской области. Именно столько в этом году у нас первоклассников. И это на тысячу больше, чем обычно. Теперь в столице региона даже есть школа, в которой будет 10 классов первоклашек. Какими будут следующие 11 лет их жизни - пока определяют родители. Именно они выбирали - в какую школу отдать дорогое чадо. Причем у новосибирцев действительно есть выбор - где, кто и - главное - как будут учить ребенка.
31 августа 2014, 11:38
Вести новосибирск

Система образования Новосибирской области — огромная махина. 263 тысячи школьников, 985 школ, лицеев и гимназий. Эксперты констатируют: из традиционной системы выбиваются — единицы. А точнее — несколько сотен учеников. В Новосибирске 19 негосударственных учебных учреждений, и уже много лет их количество не увеличивается. Директора частных школ говорят не об отсутствии спроса — а о недостаточной поддержке государства.

Валерий Николаев, генеральный директор негосударственного образовательного комплекса «Наша школа»: «За 15 лет не открылось ни одной школы! Проблема в частно-государственном партнерстве. Построить здание или его отремонтировать — огромная работа».

Как бы там ни было, альтернатива есть. Есть негосударственные школы, работающие по более привычным принципам — но с акцентом, например, на творческое развитие ребенка — с помощью театра, телевидения. Или с необычным составом учеников — например, с разновозрастными классами или интеграционным обучением, где за одной партой сидят самые обычные ребятишки и дети с ограниченными возможностями... Есть и идущие в авангарде современной передачи знаний.

Например, негосударственные образовательные учреждения, в которые ходить почти не надо — можно дистанционно учиться, зайдя на нужный сайт. Школы, ориентированные, цитирую, на внутренний мир реальностей. Или вообще, школа — не-школа, школа-антишкола. В ней нет программ обучения, формы, классов и уроков. Ребенок не учит математику и литературу, а просто выбирает занятие по душе и интересам. Задача учителя — не мешать...

Зачастую приверженцы таких подходов считают традиционную систему образования вредной для детей, и с давно устаревшими целями и задачами.

Анна Любченко, директор негосударственной открытой школы «Научилус»: «70 лет назад ликвидировали безграмотность. Задача была научить чему-то. Теперь приходят родители и говорят — сохраните индивидуальность моего ребенка».

Объединяют все негосударственные школы — конечно, кроме платы за обучение, несколько факторов. Большинство из них декларируют индивидуальный подход к каждому ученику, отсутствие жестких требований и оценок, а также разностороннее развитие личности ребенка и самостоятельности мышления.Учитель географии дистанционное обучение тоже может помочь ребенку освоить предмет.

Сергей Степанов, руководитель экспертной деятельности межрегиональной тьюторской ассоциации: «Раньше система образования была — просветили темненького... а теперь мы должны научить его действовать!».

Стандартные вопросы размышляющих родителей. Нет оценок — а сможет ли ребенок адекватно оценить себя? Ориентация на внутренний мир — а сможет ли человек, выращенный в такой среде — адаптироваться в мире внешнем? Опять же — совсем вне системы ученик любой школы быть не может — нужен аттестат, а значит, ЕГЭ... Да и отсутствие жесткой дисциплины, и мягкий индивидуальный подход может быть для одного плюсом, для другого — минусом...

Татьяна Лоза, заместитель директора по научно-методической работе средней общеобразовательной школы № 160: «Некоторым детям вообще надо иногда „усредниться“, чтобы их на обычной жизни хоть как-то акцентировать».

Татьяна Гозман, доцент кафедры управления образовательными системами и андрогогики Новосибирского педагогического университета: «И вообще, естественный отбор никто не отменял. Это я вам как биолог по первому образованию говорю. Он был, есть и будет».

Многие, особенно очень опытные учителя с ностальгией вспоминают прежние времена. Когда СССР был самой читающей страной мира, а Пушкина мог цитировать каждый слесарь. Активно меняет систему образования Европа — консервативная Великобритания, строгая Германия... Но вот информация к размышлению.

По результатам международных тестов в последние годы в мировые лидеры образования вперед вырвались страны Юго-Восточной Азии. А восточная модель образования совсем не так приятна для наблюдателя, как европейская или американская. Это полнонаполненные классы — до 40 человек, жесткая дисциплина, а еще поголовное репетиторство. Объем рынка репетиторства в Шанхае достигает 2,5% внутреннего валового продукта. Так может наоборот, новое — это хорошо забытое старое?

Дмитрий Метелкин, заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области: «Мои сыновья в обычных школах учились, но и себя, и меня, и всех окружающих могут еще как самостоятельно оценить... Коллеги, а нас-то всех в каких школах учили?».

Эксперты сходятся в одном — жесткого противопоставления нет. По словам экспертов, государственные школы лишь чуть отстают от тренда в силу инертности огромной системы. Новые образовательные стандарты с авангардистами заодно. В них прописано все, чем гордятся частные школы — и индивидуальный подход, и развитие личности... Реализовать их может, да и должна любая школа, любой педагог в любой системе. Было бы желание...

Дмитрий Метелкин, заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области: «Не важно как называется школа, главное — чтобы в ней был человек, который хочет научить наших детей».

Общемировая тенденция, в стороне от которой не осталась и Россия — мода на знания, люди готовы вкладывать в обучение — свое и своих детей, в повышение квалификации, второй диплом... Но, если бы дело было только в деньгах.... Компания HeadHunter к началу учебного год провела актуальный опрос среди жителей Новосибирска.

Выяснилось, что для большинства родителей очень важно, какую именно школу закончит их ребенок. Таких 59%. Что касается знаний... Заявили о том, что постоянно пользуются информацией, полученной когда-то на уроках — лишь 14% опрошенных. Треть новосибирцев уверены: знания, полученные ими в школе, совершенно не пригодились в жизни. Впору и тут о системе рассуждать...

читайте также