Госмедицина: привлечь специалистов и не растерять пациентов


В Новосибирске выбрали лучшего врача года - им стал Игорь Саматов. Человек, который возвращает с того света людей с тяжелейшими ожогами. В качестве приза он получит 100 тысяч рублей от губернатора. Это - солидная прибавка к зарплате медика. Люди, готовые всегда прийти на помощь страждущему, сами сегодня в круговороте нерешенных проблем. Что можно сделать?
16 июня 2012, 15:13
Вести новосибирск

"Примите меры к работникам регистратуры, они очень грубо обращаются с посетителями". "А мне вообще врач заявила, что я все выдумываю и никаких болей у меня нет". "Пришла, и без всяких очередей, в назначенное время попала на прием. Персонал приветлив и внимателен. В общем, вылечили меня!". "Какие нужно иметь нервы, попав в эту поликлинику? По несколько часов просиживать возле кабинетов, в ожидании когда тебя примут. Люди нервничают, злятся. От таких ожиданий можно еще больше разболеться".

Это отзывы о работе поликлиник в Интернете. Найти добрые, хорошие слова - не так просто. В основном - злость, обида, негодование... Прощупать "больные места" в работе поликлиники можно лишь двумя путями. Нужно быть либо врачом, либо пациентом. Доктором я быть не могу. А вот пациентом - "посчастливилось". Я заболела и обратилась в поликлинику. Звонок в регистратуру дал понять, что лечение будет непростым. На мой вопрос, как сегодня работает участковый врач, я услышала - "она вроде бы уже отработала". На второй вопрос - как она работает завтра, мне сказали - "я не знаю, мне нужно включить компьютер". И это регистратура, по сути справочная любой поликлиники.

Как театр начинается с вешалки, так поликлиника с регистратуры. Длинная очередь и бесцеремонный вопрос регистратора к больному - "а зачем вам нужно к хирургу". Или, хуже того, к гинекологу. Или к крологу. Какая уж тут врачебная тайна?

Мария Павловна называет свои мытарства не иначе как "семь кругов ада". Долгое время болел ее муж. Одна, вторая, третья операция. После выписки приехали в поликлинику на перевязку.

Мария Кузина, жительница Новосибирска: "Мы сюда пришли, нас не брали, подождали в итоге 3 часа 20 минут. Мы заняли за людьми, нас так и не взяли".

А потом Мария Павловна заболела сама. Обратилась к терапевту. Врач сказала "вы совершенно здоровы, а это - возрастное". Ей всего 59. У женщины оказался хронический бронхит, гипертония и, под вопросом, ишемическая болезнь сердца. К окулисту вернулась в родную поликлинику. Первые числа апреля.

Мария Кузина, жительница Новосибирска: "Это только на май есть, звоните в конце апреля. Звоню в 3 часа, а записи уже нет".

Взять талончик - большая удача. Мне повезло. Вот он. Время приема - 15.12. Как вы думаете, во сколько я попала к врачу? Ровно через 2 часа. На прием одного пациента отводится 12 минут. Но, как правило, за это время врачи не успевают. Ведь нужно и больного осмотреть, и карточку заполнить, и рецепт выписать. В коридорах очередь, скандалы... Кто-то по талону, кто-то экстренно, в порядке живой очереди.

Сами врачи на эту тему охотно говорят без камеры. Дать интервью согласилась только участковый терапевт поликлиники Лариса Кривенко, накипело. Больных много. За небольшие деньги приходится делать огромную работу.

Лариса Кривенко, участковый терапевт: "Самая большая проблема - нехватка специалистов. Происходит до смешного даже - заведующие переманивают себе врачей из других поликлиник. Эти поработали и тоже ушли. Это не выход. И та же нехватка образуется, вот и все".

Кадровая проблема - одна из самых острых. Сегодня в области не хватает врачей основных специальностей - хирургов, терапевтов, акушеров-гинекологов, реаниматологов, окулистов. Добавим к этому, почти половина врачей - пенсионного и предпенсионного возраста. Получается, кадровый дефицит в отрасли возрастает вдвое. Для решения кадровой проблемы необходима целевая федеральная программа. В этом убеждены и врачи, и политики. Необходим возврат к системе распределения или госконтрактов. Но даже если программа появится - врачи придут не раньше, чем лет через 10.

А что сейчас? Как стимулировать возврат в отрасль уже готовых специалистов, например, из частных клиник. Туда, где обшарпанные стены, дряхлая мебель, где компьютер используют как полку для карточек - доктор вряд ли пойдет. Комфортно работать там, где хороший ремонт, новые столы, стулья. В Новосибирской области второй год идет модернизация лечебных учреждений. Уже отремонтировали десятки поликлиник. На переоснащение заложены миллиарды рублей. У поликлиник будет, а кое-где уже и есть, новое диагностическое и лабораторное оборудование.

Важный стимул - достойная зарплата. Если ее поднять, можно сохранить тех специалистов, которые пока еще работают. Сегодня участковый терапевт получает в среднем 25 тысяч, узкий специалист - 19, медсестра - 17. А вот уже не раз упомянутый регистратор - 7-8. Еще один стимул - жилье. В Новосибирске построили три служебных общежития. Новые общеврачебные практики, там тоже есть квартиры. Но этого мало. Повлиять на ситуацию сможет социальный пакет.

Уже выписываясь, я обратила внимание на свою карточку. Уж больно большая она, учитывая, что болею я крайне редко. Стала листать. Обнаружила такие записи, как "активно по беременности", "проживала временно, сейчас живет в деревне". Листаю к началу и понимаю, что в мою карточку вклеили чужую. Как так можно было ошибиться? Фамилии у нас совершенно разные.

Хочется верить, что это случаи единичные. Так называемый, человеческий фактор, куда без него. А в поликлиниках, в большинстве своем, работают люди добрые, умные, влюбленные в свою профессию. Их нужно услышать. В них нужно поверить. Их нужно поддержать.

Итак, температура на нашем градуснике - чуть выше 37-ми. Это говорит о том, что организм пытается бороться с чем-то. Больному необходимо лечение. И чем эффективнее будут лекарства, тем быстрее он пойдет на поправку.

читайте также