Новосибирских ежиков, белочек и котиков оградят от злобных водителей


Новосибирских ежиков, белочек и котиков оградят от злобных водителей
Подземные переходы через дороги для животных предлагают построить в Академгородке местные экологи. Правда, пока весь этот проект находится в самой начальной стадии: предложений и согласования с городскими и районными властями. И сами инициаторы, и власти пока слабо себе представляют, что же это такое. Корреспондент нашего сайта попытался разобраться, в чем же все-таки заключается смысл этого уникального для России проекта.
31 июля 2014, 09:52
Вести новосибирск

Сразу оговоримся, что вся информация о таких подземных переходах взята из западных источников. Кто-то из новосибирских экологов видел их во время поездок за границу, кто-то прочитал в интернете...

Эти сооружения представляют из себя что-то вроде специальных труб, проходящих под проезжей частью через которые ежи, белки и другая не сильно крупная живность смогут пересечь дорогу. Делают их из обычного бетона, примерно по той же технологии, что и «лежачих полицейских». По сути дела это просто широкая труба, идущая под проезжей частью. Правда, перед входом в такой «тоннель» делают специальные поребрики, ворота и ограждения, чтобы животные попали именно в эту трубу, а не отправились, куда им вздумается. Подземные переходы для животных бывают большими и маленькими. Самыми крупными из них могут воспользоваться даже лоси или олени. Пользуясь ими, животные не испытывают никакого дискомфорта, передвигаясь с обычной для себя скоростью.

В нашем Академгородке экологи предложили начать с мелкой живности. Лоси здесь редкие гости, а вот белочки и ежики часто гибнут под колёсами. Они не могут забраться на высокий бордюр, тогда они разворачиваются и бегут обратно на дорогу, где их и давят невнимательные автомобилисты. Ограничение скорости в 40 километров в час, действующее в Академгородке, многие автомобилисты попросту игнорируют. Страдают ежи, белки, переносящие детенышей, суслики. Даже молодые совы и летучие мыши попадают под машины, мчащиеся на высокой скорости. А в темноте водители их тем более просто не замечают. Кстати, по земле белки обычно передвигаются со скоростью 5-6 километров в час. Так что шансов убежать от автомобиля у них весьма немного.

— Во многих странах сейчас строят целые жилые кварталы единой сетью. Для того, чтобы не прерывались зеленые зоны, чтобы они жили единым организмом. В наших условиях помочь могут «зеленые мостики». Они не дороже обычных «лежачих полицейских», кроме того, можно сделать так, что их верхняя часть также будет ограничивать лихачей. Для белок нужны воздушные мостики через дороги из веревок, такие уже есть во многих зоопарках. В Европе и Северной Америки есть даже специальные «зеленые акведуки». Это мостики над проезжей частью с зелеными насаждениями, по которым даже лоси могут безопасно перейти дорогу. Но это вариант намного дороже, поэтому пока мы предлагает более дешевый вариант, — рассказала эколог Елена Дубынина.

Нечто подобное есть и в братской Белоруссии, но там тоннели сделаны для лягушек, пересекающих автотрассы возле заповедника. Вся надежда на городские власти, которые либо сами спроектируют их, либо просто скопируют с заграничных образцов.
— Все зависит от того, для каких животных они предназначены и в какой стране построены. Разумеется, переходом для лосей могут воспользоваться и ежики с белками, но никоим случаем не наоборот. Если это тоннель для лягушек, как в Белоруссии, то в нем должна быть вода. Все зависит от проекта. Можно взять обычную трубу диаметром с полметра, проложить ее под дорогой и если сделать специальные поребрики, то животные будут ею пользоваться. Все зависит от самих новосибирцев. Если речь идет о белках и ежах, то в общем-то хватит размера лишь на пару сантиметров большего, чем у крупных представителей этих видов. Ну а в целом, чем больше будет диаметр тоннелей, тем лучше. Ими смогут воспользоваться более крупные животные. Думаю, труб диаметром до полуметра в Академгородке вполне хватит. Хотя для ежиков можно и меньшего размера, несколько десятков сантиметров, они будут охотно ими пользоваться, — уверена московский эколог и зоозащитник Елена Тюменцева.

Уже сейчас этот проект готовы финансово поддержать некоторые представители местного бизнеса. Хотя точной суммы, которая понадобится на их строительство, никто не знает. Говорят о нескольких миллионах рублей, но все будет зависеть от того, сколько их будет, станут ли они заменой лежачим полицейским (верхняя часть таких тоннелей может служить именно для этого) и еще кучи факторов.

Кстати, воспользоваться ими смогут не только ежики или белочки. Для домашних котов такие «зверопроводы» также могут оказаться весьма полезными. А значит, любящим хозяевам не придется переживать, не переедет ли его котика какая-нибудь машина.

читайте также